Танцы, от которых чуть кружится голова
— Эх, Таня, опять не твоя погода, — улыбнулся муж Сергей, выглянув в окно. Снег падает с самого утра. На инвалидной коляске в такую погоду не выбраться. Не погулять под снежными перьями.
Татьяна Скворцова любит сухую погоду — голый асфальт. Еще привычнее для нее — блестящий паркет. С 2001 года Татьяна занимается спортивными танцами в стиле комби со здоровым партнером. Несколько раз в неделю Сергей отвозит ее на машине в Центр спортивного танца, где Таню ждет профессиональный танцор Станислав Шешуков. Здесь им и еще двум парам выделяют зал на два часа. Приехать нужно заранее, чтобы поменять обувь и пересесть в спортивную коляску.
НЕ КАСАЯСЬ ПОЛА
Для танцора на коляске руки играют главную роль. Татьяна толкает колеса, с силой схватывает их, чтобы затормозить. Вены на ее кисти набухают, кожа краснеет.
— Я десять лет занимаюсь танцами. А ведь еще и в повседневной жизни руками управляю коляской. Кисти слабые стали. Не слушаются совсем, — улыбается Татьяна.
Раньше Таня и Стас танцевали латиноамериканскую программу: ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль, джайв. Зажигательные, подвижные танцы, где важны точные остановки, скоростные вращения, чего добиться можно только сильными руками.
Результаты пары на соревнованиях резко стали ухудшаться, они спустились на шестое, седьмое, девятое места. Это для них непривычно. С самого первого чемпионата Татьяна и Стас возвращалась домой с медалями. Сначала были мысли перестать танцевать, но оба уже не представляют свою жизнь без паркета.
… Стас познакомился с Таней еще на втором курсе института культуры. Преподаватель предложила ему попробовать танцы с партнершей на коляске, показала видеозаписи соревнований. До чего же легко, сказал он. Но, когда вышел на поклон после первой тренировки, понял, что ничего не умеет.
— Ты здесь должна быть. Здесь, — Стас показывает пальцем на пол перед собой.
Таня не затормозила в нужном месте, уехала за его спину. Стас отпустил руку и замер. Она понимающе кивает головой: все с самого начала.
Танцоры встают друг перед другом, широко улыбаются, будто вокруг много людей. Татьяна слегка толкает колеса, отводит лицо в сторону. И вот они держатся за руки. Начинают кружиться, кажется, не касаясь, пола. Стас ведет партнершу. Таня вырисовывает идеально ровные круги двумя колесами. И.
— Ты здесь должна быть, здесь, — еще громче говорит Станислав хриплым голосом, кусает нижнюю губу и отходит в сторону.
— Это рабочие моменты. Мы не ругаемся никогда, — объясняет мне Татьяна, пока Стас ходит по залу, будто измеряя его шагами. — Понимаете, мы десять лет работали в «латине». Да и Станислав — профессиональный «латинист». В европейской программе мы — новички. Хотя на последнем чемпионате мира заняли четвертое место…
Пятиминутный перерыв закончен. Та же позиция, та же музыка, та же легкость. И то же сантиметровое расстояние между ними. Кажется, выключишь свет, и они станцуют точно так же.
Новые движения получаются не сразу. Не всегда понятно, какие мышцы тела нужно задействовать. Идеально ровная спина, плечи, подбородок, пластика рук. На паркете оценивают состояние костно-мышечной системы танцора на коляске. Там не спросят, какое у тебя заболевание. Можешь, не можешь — выйди и станцуй!
— На чемпионате мира никого с такими колясками made in Russia не встретишь. А от нее многое зависит: уверенность колясочника, точность вращения, динамика, — добавил Стас.
ПРИЯТНАЯ УСТАЛОСТЬ
Наталья Жила долго привыкала к спортивной коляске. Поначалу чувствовала себя в ней неловко.
Перед началом тренировки два танцора берут Наталью на руки, чтобы аккуратно пересадить в спортивную коляску. Ее партнер Александр Скобелев бережно фиксирует ноги Натальи на уровне лодыжки.
В 2003 году она попала в автомобильную аварию. Травма позвоночника — не чувствует ног. На резких поворотах ноги просто вылетают с подножки.
Это было первое неудобство. Еще дольше Наталья привыкала к прямой и жесткой спинке спортивной коляски. Фиксировала спину ремнями, чтобы было немного легче.
… Наташа занимается танцами около года. Но тренировки бывают не часто: ее партнер Скобелев, мастер спорта России, чемпион мира в составе команды «Формейшн Вера», основную работу в группе не бросил. Говорит, решил попробовать новый вид танца просто из спортивного интереса. И отказываться не стал. Они уже побывали на Кубке континентов в Санкт-Петербурге и заняли тринадцатое место. Теперь готовятся к чемпионату России, который пройдет 8-го марта в Москве.
— Голова кружится, конечно, -смеется Наталья. — Иногда движения выполняю «на автомате». Перед глазами все плывет.
Она так ловко раскручивает колеса, что голова начинает кружиться… у меня. Латина очень подвижна, в отличие от вальса, который рядом танцуют Таня и Стас. Здесь только и успевай следить, в какую сторону вертятся колеса коляски!
— Про себя мы считаем до восьми. Раз, и два, и три, и. На каждый счет — новое движение. Ох, ребята совсем устали, посмотрите! — комментирует Татьяна тренировку Натальи и Александра.
Щеки танцоров покраснели. Саша рукавом обтирает лицо. У всех тренировка закончилась, а они еще здесь.
— Танцы — это каждодневный труд. В стиле комби есть свои сложности. Партнерша тяжелее — прибавляется вес коляски, — задыхаясь, говорит Александр, и выключает музыку.
… После тренировки Наталья усталости не чувствует. Для танцоров на ногах два часа в зале — это все занятие. А для колясочника отдых наступит только дома. Музыка в зале стихнет, а Наталье еще нужно пересесть в другое кресло, выслушать хамство таксиста, самостоятельно сесть в машину, разобрать коляску. Только дома она расслабится и почувствует, как ноет спина и слабеют руки.
Эта усталость приятна. Когда приблизится время соревнований, они не будут выходить из зала по пять-шесть часов.
Наталья живет одна. В аварии потеряла семью. Если бы не танцы, она, возможно, сидела бы дома.
***
фото: Татьяна Скворцова;Наталья Жила и Александр Скобелев репетируют танец перед зеркалом;Легкость танца