Одна мама на трех дочек
Отслеживать, как взрослеют и меняются собственные дети, не всегда успеваешь, зато на других хорошо видно, как летит время.
Четыре года по меркам человеческой жизни — совсем немного, но иногда не то, что год — месяц или день может оказаться решающим. Таким днем для Татьяны Муратовой три года назад стало 19 февраля. На свет появились сразу три дочки — Лейла, Марина и Алина. Она ждала этого долгих одиннадцать лет, ходила по врачам, сражалась за свое здоровье. И однажды врачи центра «Малыш» подтвердили: случилось долгожданное.
Но не зря говорят: «Бойтесь своих желаний, они могут исполниться!» Новая эпоха в Татьяниной жизни принесла ей не только бесконечную радость. Случилось так, что поделиться своим счастьем с самым близким человеком ей не пришлось. Обычно говорят, что один на один человек остается со своим горем, а тут — со счастьем. И ноша эта не намного легче, если разделить ее не с кем.
Мужчина, с которым они прожили много лет, «пропал без вести», как только узнал, что скоро станет отцом. Причем, многодетным. Через несколько дней после того, как ей сообщили, что ожидается рождение тройни, он ушел и не вернулся. Брошенную машину нашли в лесополосе, а человека, как будто и не бывало. Ее даже несколько раз вызывали в прокуратуру, чтобы проверить, а не виновна ли она, беременная, в его исчезновении.
Может быть, разумнее было прервать все и отказаться от своей мечты? Но рука не поднялась. «Трое — значит, трое», — решила Татьяна. Для нее начался новый отсчет в жизни.
… Идти с тремя «кулечками» на руках ей, по сути, было некуда. Прописана была в старом деревянном доме на улице Морской. Двери там не закрывались, полы прогнили, стены промерзали, а вода и удобства находились на улице. Как в таких условиях жить с новорожденными, да еще с тремя? К счастью, незадолго до этого одна из племянниц вышла замуж, они с мужем решили поработать на Севере, и свою двухкомнатную квартиру в Заречном микрорайоне оставили молодой маме.
Те женщины, что не в 20 лет, а намного позже, родили ребенка, знают, как тяжелы бессонные ночи, когда тебе далеко за тридцать. Вроде бы пустяковый труд — пеленать, купать, кормить, одевать, гулять, но к вечеру выматываешься так, как не устает, ни один шпало-укладчик. А если детей трое, то и физическая, и моральная нагрузка возрастает в разы.
Татьяне в первые месяцы пришлось даже как штангисту бинтовать запястья — руки ныли от бесконечных «подходов» к кроваткам.
Этот нелегкий женский труд государство оценивает в копейки. Несмотря на все призывы укреплять демографическую ситуацию, на рождении детей не разбогатеешь. Единоразовые выплаты, конечно, первое время помогают, но и затраты на новорожденных такие, что деньги тают на глазах. А потом финансовая поддержка становится все меньше и меньше. Сейчас Татьяна как одинокая и малообеспеченная мать в месяц получает по 600 рублей на ребенка. Как хочешь, так и живи.
Иногда, правда, удается получить из регионального или местного бюджета материальную поддержку, которая предусмотрена для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В прошлом году, например, ей помогли, когда потребовались деньги на установку газового котла и батарей в старом доме на улице Морской (там сейчас живет ее 90-летняя бабушка). А городской бюджет помог купить три детские кроватки, ведь из «малышковых» ее девочки выросли.
Разовые суммы надолго не растянешь. Масса бытовых проблем наваливается каждый день, и среди них почти нет ни одной, которая не требовала бы для своего решения денег. Одежда, лекарства, питание, игрушки — все растет в цене. Даже в поликлинику сходить, бесплатно не получается.
В сентябре прошлого года Татьяна отдала девочек в детский сад. Он располагается прямо во дворе дома. Думала, чуть-чуть отдохнет или устроится на работу. Но не тут-то было. Молодые родители знают, что первые месяцы малыши в садиках часто болеют. Только-только, кажется, выздоровеют — и снова на больничный. А если «садичных» детей в семье сразу трое. Из поликлиники родители не вылезают.
Лейла, Марина и Алина за полгода проходили в группу всего. десять дней. Остальное время мама лечила то одну, то другую, то третью, то всех вместе. А потом начались еще и осложнения. А детского ЛОР-врача в поликлинике не оказалось. Пришлось возить малышек в « Парацельс». Дорого? А что делать?
Кстати, и вывезти детей всех, вместе, в город почти невозможно. В такси с такими пассажирами не берут — ни в одной машине нет такого количества детских кресел. Такси для многодетных у нас еще не придумано. А попросили как-то подвезти знакомых, так водителя оштрафовали на тысячу рублей за перевозку детей не по правилам.
И таких мелких проблем и тех, что побольше, наваливается с десяток каждый день. Когда ты нормально спала, когда отдыхала, уже и не помнишь. А ведь пройдет года три, и пора будет собирать дочек в школу. Куда поставить столы? Комнатки такие крохотные, что и один не поместится. В спальне, например, между кроватками можно только боком протиснуться. А в гостиной незаставленным остался только небольшой кусочек ковра между шкафом и диваном.
Но ведь этому мини-детскому саду и поиграть где-то надо!
Как малоимущая Татьяна стоит в очереди на выделение социального жилья. Чтобы жилье выделили побыстрее (иначе прождешь лет 20), можно оформить субсидию. Но законы написаны так, что она может составить максимум 70 процентов от стоимости квартиры. В нынешних ценах на жилье это может означать, что малоимущему, у которого собственности должно быть не больше, чем на 100 тысяч рублей, придется где-то искать еще несколько сот тысяч рублей.
Как разрешить эту дилемму? Как дальше она будет поднимать девочек одна? Татьяна не знает и боится что-то загадывать. Наверно, будем решать проблемы по мере их поступления, улыбаясь, сказала она напоследок. Надежда еще есть. Тем более, что обещали помочь в комитете Государственной Думы по вопросам семьи, детей и женщин. Наталья Карпович, заместитель председателя этого комитета, руководитель проекта «Защита детей» партии «Единая Россия», тоже многодетная мама, и она прекрасно знает все «трудности детского периода», сама проходила их многократно.
Только смогут ли там, наверху, разглядеть то, что не смогли здесь? Как сказала одна из чиновниц на пресс-конференции: «Знаете, сколько у нас таких!» Кстати скользко?
***
фото: Татьяна Муратова и ее дочки (слева на право) — Марина, Алина и Лейла