Книга об армии, или Кто такой Кротов?
Виктор Строгальщиков. «Долг», издательство «Время», 2011 г.
Этот роман согласно хронологии повествования должен открывать серию книг писателя Строгальщикова о его персонаже Кротове.
Однако получилось иначе: сначала, в 90-х годах, появилась трилогия «Слой», где фигурирует банкир Кротов. И только в этом году в издательстве «Время» вышла книга «Долг» — своего рода предыстория «Слоя», рассказывающая о ефрейторе Кротове и его службе в Группе советских войск в Германии.
Книга написана от первого лица, в форме длинного монолога, и наполнена множеством подробностей внутренней армейской жизни, деталями быта, размышлениями. В аннотации к книге справедливо написано, что «в частной судьбе ефрейтора Кротова удивительным образом прочитывается и биография всей распавшейся страны, которой он сорок лет назад служил далеко за ее границами, и судьба ее армии».
Известно, что книга в некоторой степени автобиографична, ведь сам Виктор Леонидович как раз проходил службу в Германии. Именно на этой автобиографичности заострили внимание первые читатели «Долга», что стало понятно на пресс-конференции, посвященной презентации книги, которая прошла 22 февраля в Доме журналистов.
Такой пресс-конференции я еще не видела. Обычно хозяин, сидя во главе стола, отвечает на вопросы собравшихся гостей. В случае со Строгальщиковым все произошло с точностью до наоборот. Писатель поступил умно, пригласив на презентацию своих коллег и старых друзей. Более того, всем им он успел подарить новую книгу и ожидал отзывов, которыми те, не скупясь, его одарили.
— Презентация — дело хорошее, — начал Виктор Леонидович, сразу настраивая всех на неофициальный, дружеский тон беседы… — Потому что она состоит из трех составляющих: друзей позвать, стол накрыть и повод найти — например, книжку написать. Мне это нравится! Я хотел подгадать с презентацией под 23-е февраля, даже жаль, что день этот теперь нерабочий, и приходится презентовать книгу раньше.
Читатели (а большинство из них знакомы со всеми книгами Строгальщикова) не упустили возможности вспомнить собственный армейский опыт, поспорить о нем, поугадывать, где в книге автобиография, а где — литература.
Мнения оказались разными. Например, звучали фразы «Те, кто прочтет эту книгу, не захочет, чтобы его ребенок служил в армии» или «А у меня позитивный настрой в отношении армии». Доходило даже до занятных споров:
— Кротов — это не Строгальщиков!
— Позвольте поделиться мнением: по-моему, Кротов — это как раз Строгальщиков!
Фотохудожник Анатолий Пашук назвал «Долг» наиболее правдивой книгой об армейской службе. Татьяна Топоркова, кандидат филологических наук, доцент ТГУ, заведующая отделением журналистики, сказала о женском впечатлении от романа:
— Я удивилась тому, что я читаю книгу о вещах абсолютно мне чуждых. Все эти фляжки, сапоги, портянки, как чистить автомат. Но детали великолепные! Впрочем, ложку дегтя я все же добавлю: автор прекрасно знает мужиков, но вот с женщинами в его книгах как-то не очень. Они или схематичны или не прочитаны до конца.
Оказалось, что многим из читателей персонаж Кротов в предыдущих романах не полюбился, его назвали «гнилым» человеком. Теперь же, с выходом «Долга», стало понятно, как сформировался этот персонаж, «откуда у него растут ноги». А потому Кротов, кочующий из книги в книгу, стал ближе и понятнее как человек, которому армейская несвобода особенно тяжела.
… Не будучи знакомой с молодым Строгальщиковым, не служив в армии, я не могу, как коллеги писателя, сравнивать собственный опыт с книгой. Поэтому для меня «Долг» — книга, ничем не привязанная к жизни ее автора. Это не отчет или репортаж, работая над которыми, журналист ограничен строгими рамками действительности, это — литература, которая вбирает в себя жизненные впечатления автора.
Несмотря на то, что материал для книги начал собираться много лет назад, текст Строгальщикова выглядит свежо, в нем нет ностальгических ноток. На мой взгляд, это (помимо замечательного, живого и образного языка, которым владеет автор) самое лучшее и удивительное в книге.
***
фото: