В поисках живой воды
Алена всегда хотела иметь сына, но судьба почему-то не стала исполнять ее желание сразу, и первыми родились дочери. Тоже радость — будущие помощницы по дому, но от мечты о сыне она все-таки не отказывалась.
ВНАЧАЛЕ БЫЛА МЕЧТА
И когда, уже почти в 40 лет, врачи сообщили, что у нее снова будет ребенок, она не сомневалась — на этот раз родится сын. И, действительно, он родился. Но диагноз прозвучал как приговор — детский церебральный паралич. Это был шок, но она с ним справилась. «Это моя жизнь, моя кровинка, и я сделаю все, чтобы сыну стало легче», — решила она и встала на путь длительной борьбы за здоровье ребенка….
Таких историй врачи, работающие над реабилитацией детей с ДЦП, знают сотни. Только в ассоциации «Особый ребенок», в которую входят в основном семьи, имеющие детей с таким диагнозом, сейчас состоит более 400 человек. Среди этих детей есть и «старички», которым давно за 18 (то есть они уже не дети), и те, кому только-только довелось родиться.
Последним повезло, наверно, больше, потому что лет двадцать назад таких возможностей для реабилитации ни в городе, ни в области еще не было. А сейчас медицина совместно с родителями готова бороться за каждого такого страдающего человечка.
ВМЕСТЕ ПРОТИВ БЕДЫ
В областном центре «Родник», где проходят реабилитацию маленькие пациенты с самыми тяжелыми, порой даже редкими генетическими заболеваниями, в феврале организовали специальный трехнедельный заезд для детей с ДЦП.
Предпосылки для целенаправленной реабилитационной работы в центре начали создавать несколько лет назад, но прошлый год стал решающим. Сюда поступило высокотехнологичное оборудование для восстановления двигательной активности, а специалисты прошли курсы повышения квалификации по применению уникальных нейроортопедических комбинезонов «Фаэтон», лечебных костюмов «Гравитон», тренажеров Гросса, других модульных приспособлений.
Здесь не первый год применяют бальнеологические (водные) процедуры, физиотерапию, свето-и теплолечение, массаж, ЛФК, занятия по логопедии, развитию мелкой моторики и т.д. И в «Роднике» не собираются на достигнутом успокаиваться. Разработаны в России и другие, пока еще пилотные, методики реабилитации, которые до Тюмени пока не дошли. Но должны прийти к нам обязательно.
МИР ОГРОМНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
… Сын Алены семилетний Михаил заговорил полтора года назад, когда первый раз съездил на реабилитацию в «Родник». После такого количества разнообразных процедур и не могло быть иначе, считает Алена Алексеевна. Поэтому при первой же возможности она снова и снова обращается в областной департамент социального развития за направлением на реабилитацию. Может быть, «таким, как все» ее сын и не станет, но первоначальный приговор врачей она давно опровергла. В роддоме ее убеждали, что сын никогда не сможет ни сидеть, ни ходить, ни говорить. Все эти этапы они уже преодолели и мечтают идти дальше. Сейчас осваивают письмо и чтение.
Не унывает и пятилетняя Саша, которую мы встретили купающейся в сухом бассейне из шариков в сенсорной комнате центра. Ходить красиво и прямо у нее пока не получается, ручки и ножки еще плохо слушаются, зато пальчики понемногу стали разгибаться и правильно выполнять задания веселой тети — психолога Альфии Губайдуллиной. Например, могут постучать в нужное окошечко с буквами на панно для развития зрительной памяти или «пришить» сделанные на липучках пуговицы на карманы большой и мягкой черепахи Тортиллы (тренажер для сенсорной интеграции и стимуляции). И даже «дотронуться до самых высоких звезд» на «вечернем ковре» для релаксации зрения.
Мама девочки Наталья Ивановна говорит, что дочка после всех процедур не только стала быстрее развиваться физически, но и перестала стесняться себя, других детей, взрослых. И у нее появилась мечта — выступать на сцене, в театре.
Дети с диагнозом ДЦП — возможно, самые большие труженики. Многое из того, что у обычных ребятишек получается легко, не задумываясь — этим дается через силу. Например, такой элементарный навык, как прямохождение, для них совсем не прост.
С этим недугом ребятам помогают бороться в зале ЛФК. Специальные костюмы и приспособления помогают правильно распределить нагрузку и научить непослушное тело двигаться так, как полагается.
«Но такая учеба для малышей — нелегкий труд», — говорит Александра Журавлева, врач по лечебной физкультуре. Устройство «Гравитон», например, основано на действии гравитации и антигравитации. И передвигаются дети в нем, как космонавты, преодолевая силу земного притяжения. Долго в таком состоянии не походишь, зато потом чувствуешь себя «будто крылышки выросли», поделилась впечатлениями второклассница Соня.
Она уже большая и понимает, что многим ее детским мечтам не суждено сбыться. Балериной она вряд ли станет, но дома под музыку танцевать научилась.
Конечно, курс реабилитации в центре «Родник» санаторным не назовешь. Это, действительно, не курорт. Даже когда дети приходят в бассейн, они не только купаются (хотя для перенапряженных мышц, характерных при ДЦП, и такое расслабление полезно), но и выполняют определенные упражнения. А для тех, кто управлять своим телом может только в воде, в бассейне предусмотрен специальный подъемник.
РОЖДЕНИЕ НОВОГО «Я»
Но самые любимые у ребят и родителей в «Роднике» — творческие занятия. Именно здесь каждый может почувствовать свои неограниченные возможности. Нарисовать картину, слепить панно из глины или соленого теста, сшить куклу или мягкую игрушку (или хотя бы ее деталь), выполнить роспись по ткани, заняться макаронографией (изготовлением фигурок и скульптур из… макарон), принять участие в театрализованном кукольном представлении или в концертной программе на закрытии смены.
Каждый преподаватель творческого направления реабилитации — по-своему философ. Он преподает детям не только ту или иную технологию или вид искусства, а открывает перед ними новые страницы жизни. Например, занятия в деревообрабатывающей мастерской ведет Валентин Мальцев. По образованию он далек от столярного или плотницкого дела, много лет назад закончил физфак УрГУ. Но перспектива быть астрономом или физиком-ядерщиком его не прельстила, и он стал… скульптором. Шутит, что решил познавать материю руками, ведь скульптура, по сути, — это прикладная, трехмерная физика. В ней все подчинено определенным законам. И пока их не постигнешь, ничего с бухты-барахты не сделаешь.
«Но, чтобы постичь эти законы, надо вначале постичь себя», — так Мальцев учит мальчишек, которые приходят к нему заниматься. И они иногда не просто выпиливают или вытачивают, а стараются что-то изменить в себе. Не болванку мастерят, а то, чего еще никогда не было в их жизни.
Казалось бы, сущий пустяк — кукольный гарнитур для младшей сестренки или толкушка на кухню для мамы! Но, когда своими руками сматестеришь такое, то чувствуешь себя не пацаном-неумехой, а мужчиной. Кстати, считает Валентин Николаевич, у деревенских, с детства к труду привычных, это чувство рождается быстрее, чем у городских детей.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Даже тот, кто побывал в «Роднике» впервые, уезжает отсюда другим человеком. Результаты лечения, конечно, у каждого разные, но маленькие победы есть у всех. И все уезжают отсюда с новыми впечатлениями, ощущениями, открытыми в себе возможностями.
Причем это касается не только детей с ослабленным здоровьем, но и обычных. Эти взаимное обогащение и интеграция, по словам Елены Шмаковой, директора реабилитационного центра «Родник», важны и для тех, и для других. Поэтому в «Роднике» планируют чаще проводить совместные заезды, с участием здоровых мальчишек и девчонок. Ведь мир такой разный, и каждому в нем найдется место. И нет никакой пропасти между теми, кто родился здоровым, и теми, кому выпало бороться с недугом.
***
фото: Занятия в бассейне у детей из «Родника» — самые любимые;Скульптор, он же преподаватель технологии деревообработки Валентин Мальцев;Миша занимается с логопедом Гульфруз Таиштимировой;Степан делает первые шаги в костюме «космонавта» — «Гравитон»