X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Сибирская рулетка на льду

Десять дней назад на Туре, около судоремонтного завода, что в поселке Мыс, под лед ушел снегоход — вместе с водителем и пассажиром.

Случилось это поздно вечером, но у происшествия оказались очевидцы, которые вызвали спасателей. Приехав, те обнаружили в полынье мужчину, который из последних сил держался за лед руками.

Пострадавшего, им оказался водитель снегохода, с переохлаждением доставили в больницу. Он был в шоке и первое время не мог говорить. О том, что с ним на снегоходе был еще и пассажир, рассказал только ближе к утру. Тело из воды доставала уже другая бригада…

— Снегоход весит около 350 килограммов. Двое взрослых мужчин, как минимум, — это еще килограммов сто пятьдесят. Если водитель, почувствовав, что лед под машиной начинает трескаться, станет резко тормозить, нагрузка увеличится в два раза. Цепляться за снегоход в этом случае нет смысла — он все равно провалится. Нужно сразу же с него спрыгивать — на ходу, — говорит заместитель начальника Тюменского отряда ТОСЭР Василий Милютин. — Этого водитель снегохода мог, конечно, и не знать. Но ведь читать-то он, наверняка, умеет!

Там, около судоремонтного завода, на берегу вбит столбик с красной (не заметить невозможно) табличкой «Переход (переезд) по льду запрещен!» И на противоположном берегу, где ТЭЦ-1 , есть точно такая же табличка. Установлены они там не первый год — в этом месте теплоэнергоцентраль сливает в реку горячую воду, из-за чего на льду образуются полыньи. И не важно — середина это зимы, начало или конец. Опасность провалиться под лед есть всегда.

… Вместе с главным государственным инспектором по маломерным судам Тюменской области Сергеем Каплиным мы подходим к берегу. Отсюда, от левого берега, рыбаки, ушедшие по льду ближе к ТЭЦ, кажутся совсем маленькими — лиц не видно. Зато очень хорошо видно импровизированное ограждение: деревянные опоры, а между ними — красно-белая ленточка. Рыбаки раскинули свои снасти как раз внутри огороженной площадки.

— А это, наверное, специально для них место огородили — куда заходить можно? — спрашиваю у Сергея Сергеевича.

— Нет, — мрачно отвечает инспектор. — Это как раз то место, куда им категорически нельзя.

Из года в год инспекторы ГИМС чуть ли не насильно пытаются уберечь рыбаков, которые, несмотря ни на какие уговоры, снова и снова выходят на опасный лед.

— Все дело в том, что мы можем их только предостерегать, -говорит Сергей Каплин. — Однако воспитательные беседы на них мало действуют. А применить административное наказание к рыбакам, нарушившим требования аншлагов, вправе только администрация или милиция общественной безопасности.

Но это только в том случае, если догонят. Сергей Сергеевич говорит, что обычно, пока представители правопорядка или инспекторы аккуратно, по протоптанным дорожкам, добираются до пристанища рыба ков, тех уже и след простыл — разбежались.

Вот и сейчас: мы тянем Каплина к рыбакам, а он сомневается — все равно убегут. Но даже не в этом проблема. Проблема в том, что выходить на лед здесь категорически нельзя.

Инспектор показывает на две еле заметные на снегу веточки — ими спасатели отметили место, где утонул снегоход. Может, по весне хозяин решит его оттуда достать. Хотя вряд ли… Слишком страшные воспоминания.

— А этой зимой рыбаки тонули? — спрашиваю у Каплина.

— Нет! — проходя мимо большой пришвартованной баржи, он стучит по деревянному трапу.

Виктория Ющенко

Мы все-таки идем в сторону рыбаков — след в след за инспекторами. Но с нами, случись что (жалко, трап уже прошли — не постучать), — сотрудники МЧС. А с любителями зимней рыбалки, которые уже подозрительно посматривают в нашу сторону, только «авось».

По дороге случайно задеваю красный флажок, торчащий изо льда — он, как на пружине, выскакивает вверх.

А от компании рыбаков уже отделяется один и бежит. Кажется, навстречу нам. Оказалось, что к флажку, то есть к жерлице — самодельной удочке. Флажок на ней срабатывает, когда рыба клюет.

— А-а-а, это вы задели, — разочарованно тянет рыбак, проверяя лунку.

Его зовут Борис. Говорит, что на Туре рыбачит уже 25 лет — и летом, и зимой. И изменять своим привычкам не хочет.

— Да мы тут весь лед знаем, как свои пять пальцев! Неужели пойдем туда, где протаяло? Мы же не самоубийцы!

У Сергея Каплина на это другой взгляд.

— Вот у вас дети есть, родные. Вы только представьте, что в один из дней вдруг не вернетесь с рыбалки… — обращается он уже к другому рыбаку, Михаилу Мальцеву. — Вон как случилось с теми, кто на снегоходе катался.

— Так это совсем сумасшедшие! Разве так делать, как они, можно? — всплескивает руками Михаил.

— Вот и о рисковых рыбаках люди так же думают, когда о них сводки сообщают, — вздыхает Каплин.

— Есть! — кричит от лунки третий рыбак.

Виктория Ющенко

Он тащит на леске из воды небольшого верткого судака.

— Ну, стоит это жизни и здоровья? — смотрит инспектор на бьющую хвостом о снег рыбу.

— Например, для меня на пенсии — единственная радость, -отвечает Мальцев.

И вспоминает, что в молодости, когда на зимнюю охоту ходил, был у него случай: провалился в озере под лед. Хорошо, друзья рядом оказались. Но страшно было. Очень страшно.

Потом Михаил берет в руки ледобур и делает новую лунку, а потом еще одну.

Немного страшно уже нам.

— А что рыбаки обычно желают друг другу? — уходя, оборачиваюсь я.

— Ни хвоста, ни чешуи! — хором отвечают они.

А еще, думаю, не лишним будет добавить: вернуться домой целыми и невредимыми.

***
фото: Лед на Туре в районе ТЭЦ-1 — не надежен;Сергей Каплин и рыбак Михаил Мальцев;Этот симпатичный судак может стоить жизни

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта