Откровенный разговор на больную тему
— Сегодня мы подводим итоги работы самой важной в городе отрасли, — этими словами открыл совещание Андрей Голоус, заместитель главы администрации города. — От нее по большому счету зависит не только политика, но и социальная стабильность в обществе. Или напряженность.
А директор департамента ЖКХ Геннадий Зверев, безо всяких вступительных красивостей сразу начал говорить о наиболее остро проявившихся в прошлом году проблемах: о трудностях при смене формы управления домом, о затягивании процесса передачи документации, о нехватке профессиональных управленцев, о «нечестных», по его словам, подходах к работе… Это только то, что лежит на поверхности, из-за чего в прошлом году происходили самые яростные стычки между населением и руководителями жилищных организаций (в некоторых случаях приходилось привлекать милицию, болгаркой срезать замки с дверей, выставлять охрану). Намучавшись с председателями таких ТСЖ, жильцы даже переходили к новому способу руководства «домашним хозяйством» -непосредственному управлению домом. За прошлый год число таких домов выросло в два раза. Зато площадь муниципального жилья резко сократилась — почти на четверть по сравнению с 2009-м годом. Неприватизированных квартир в городе осталось не более восьми процентов от общего жилого фонда.
А если копнуть коммунальную тему поглубже — прежде всего видны изъяны коммуникаций. Их ветхость с каждым годом выше, а темпы замены устаревших труб на новые не покрывают даже нормативного износа. Так, в прошлом году отремонтировано всего 15,2 километра теплотрасс: разводящих- чуть больше 10 и магистральных — около пяти километров.
В целом за прошлый год отрасль сработала себе в убыток, расходы оказались выше доходов на 73 миллиона рублей. Показатель безрадостный, но, если его сравнить с тем, что был два года назад -287 миллионов рублей в «минусе», — можно увидеть даже положительную динамику. Причем убытки эти в основном в сфере теплоснабжения. Предприятия, оказывающие жилищные услуги, наоборот, заработали себе немалую прибыль — 128 миллионов рублей. А если бы население выплатило еще и все долги по квартплате (их накопилось больше 534 миллионов рублей), то отрасль вполне могла бы существовать безбедно.
Правда, людей, у которых дома зимой холодно (более 30 тысяч тюменцев испытывают дефицит тепла!), трудно убедить оплачивать услуги теплоснабжения полностью, если полного комфорта в квартире нет.
О трудностях осенне-зимнего периода говорил и Александр Маторыгин, заместитель директора департамента. Сроки вхождения в отопительный выдерживаются, но эффекта от этого мало. Как только под давлением начинают подавать теплоноситель — количество повреждений трубопроводов и отключений резко возрастает. В сентябре-октябре, например, после запуска отопления было выявлено 180 повреждений, а в целом за год количество внеплановых отключений на тепловых сетях увеличилось почти на 20 процентов. И виной тому не только износ сетей, но и разрегулированность всей городской системы теплоснабжения. Тепла подается достаточно, но одни мерзнут, а другие от жары не закрывают форточек.
«Гигантской проблемой системы теплоснабжения города» назвал разрегулированность и Константин Колесников, директор УТСК. Объем присоединенной нагрузки постоянно растет, увеличиваются расходы теплоносителя, растет и подпитка. В феврале этого года она, например, составила 826 тонн в час. Значит, что тепло согревает воздух или землю, не доходя до потребителя. Головной болью энергетиков являются и перегревы, в которых виноваты управляющие компании и ТСЖ.
— Перегрев, конечно, плохо, -согласился с представителем УТСК Александр Клочков, председатель ТСЖ «На Даудельной». — Но причина не том, что кто-то плохо следит за внутридомовым оборудованием, а в отсутствии необходимых параметров на входе в дом (по его подсчетам, в морозы недоподача составляет до 20%). Оборудование устроено так, что если нет соответствующего перепада давления, то теплоноситель «тормозит» и на полдороге остывает. Приходится рассверливать сопла, что мало помогает. Клочков считает, что теплосетевые организации «хорошо устроились», не включив в договоры на оказание услуг требования к параметрам подачи. И претензии к ним предъявить невозможно. Антимонопольное управление претензий не принимает, в судах ТСЖ и управляющие компании проигрывают. Может, если навести порядок, — и потери снизятся, и собираемость платежей повысится?
— Правильно! Надо поднимать этот вопрос, — поддержал выступающего Николай Романов, председатель постоянной комиссии по развитию ЖКК и благоустройству, заместитель председателя городской Думы. — И решится он рано или поздно. Даже если и не при нашей жизни, но это обязательно произойдет. Разобраться надо и с использованием муниципального имущества. Куда, например, ушли деньги, выделенные из бюджета города на ремонт 13 электрических подстанций? Или почему новая котельная в Березняках, на которую направлено около 30 миллионов рублей, до сих пор бездействует, а поселок по-прежнему отапливает старая? Медленно мы продвигаемся и к установке двухконтурных систем отопления. Плохо обеспечиваем резервным топливом муниципальные котельные (42 из них его вообще не имеют). С 2005 года не делаем гидрохимическую промывку сетей котельных… А сколько жалоб на качество капитального ремонта? Причем юридически все правы, все сделано по смете. Но не по-человечески. Что это за ремонт такой, если после него входная дверь не закрывается? Вот такая у нас беда по имени ЖКХ. Беда от формального отношения к делу. А ведь профессия у работников ЖКХ не формальная. Она сложнее, чем у доктора…