От зарницы до сити-квеста
Не я одна в субботу пожалела, что не надела высокие сапоги. По глубокому и рыхлому снегу бегать было бы удобнее.
Впрочем, о таких мелочах, как подходящая экипировка, в этот день мало кто подумал. Поэтому и одеты, и обуты участники городской военно-патриотической игры «Зарница» были кто во что горазд. Некоторые даже пришли в кроссовках, как будто им предстояло бегать по стадиону, а не по пересеченной местности по колено в снегу. Впрочем, никто замечания ребятам не делал и «жизни не учил». Цену своей ошибке они почувствовали сами. Полные ботинки снега — вещь все-таки неприятная.
В этом году на городскую «Зарницу» команды выставили более пятидесяти школ. Причем, в расчет не брались кадетские классы и классы добровольной подготовки к армии. Иначе, считает Артур Ольховский, руководитель областного поисково-спасательного центра, силы были бы не равны. Определить сильнейшего — не самое главное в таких состязаниях. Важнее — «всколыхнуть» ребят, пробудить тягу к знанию истории страны и малой родины.
После многолетнего перерыва «Зарница» возродилась в Тюмени два года назад. В 2010 году она проходила в «упрощенном варианте» — в виде смотра строя и песни. А в этом игру решили приблизить к «старому формату»: с прохождением полосы препятствий, огневой подготовкой, ориентированием на местности, разминированием, транспортировкой раненных и другим видами военно-спортивной подготовки. Конечно, захватить знамя противника, сорвать с побежденного погоны — было бы для мальчишек интересней, но для начала их силы решили проверить в эстафете, посмотреть, что умеют и не заблудятся ли в чистом поле или в лесу, разыскивая блиндажи условного противника.
Четыре сотни метров дистанции, проложенной по стадиону школы № 50, и семь игровых этапов участникам команд необходимо было преодолеть за минимальное количество времени. На старт все выходили с большим желанием победить, но уже на первом этапе — метание гранаты — уверенность в победе таяла. Из положения лежа бросить металлическую болванку хотя бы на пять-шесть метров не получалось.
Чертыхаясь, мальчишки срывались и бежали дальше. К стенду пулевой стрельбы. Каждая команда заранее выбирала того, кто будет проходить это испытание. Выбор падал на тех, у кого рука твердая, глаз зоркий и есть определенная практика. Например, Александр Воронов, семиклассник школы № 45, один из немногих с трех попыток поразил все три мишени. Потом он признался, что часто с отцом выезжают в лес и устраивают там соревнования на меткость, с семи метров стреляют из «воздушки» по пластиковым бутылочным пробкам. Последний раз он выбил пять из шести.
Тяжелым испытанием для большинства участников стало и «минное поле». Опыта работы с металлоискателем практически ни у кого не было. В теории проходили, а вот в руках не держали. Как по писку прибора определить местонахождение закопанной мины — мальчишки узнавали на месте. На пятачке пять на пять «квадратов» в снегу надо было найти минимум четыре металлических кругляша. И чем быстрее, тем лучше. Хотя в жизни, рассказывает Алексей Сидоров инструктор областного поискового центра, все наоборот. Саперу спешка ни к чему. На поиск и обезвреживание мины уходит час, а то и больше. И учиться этому искусству, конечно, лучше не на «поле боя».
После мин командам давалась небольшая передышка. С помощью компаса необходимо было определить азимут указанного объекта. Вот только многие мальчишки даже что такое азимут забыли. Кто смог «схватить» на лету, тот проходил этап успешно. Подготовленных по ориентированию на местности, по признанию кураторов этапа, оказалось меньшинство.
Дальше мальчишек и девчонок (команды были смешанного состава) ждала полоса препятствий. Конечно, не такая, как у десантников, а в облегченном варианте — и по набору препятствий, и по протяженности. Вместо пятисот метров — сто, вместо шести этапов — три: пробежать по «змейке», преодолеть полутораметровую стенку и проползти метров десять по-пластунски. Но и этого, особенно девчонкам, хватило, чтобы запыхаться, и еле-еле, с заплетающимися ногами, добраться до следующего этапа: транспортировки раненого.
Кто такие раненые — современные школьники знают по фильмам и компьютерным играм. Но формат 3D и реальность — вещи разные. Поэтому некоторые не сразу вспоминали, где находится колено, как его надо бинтовать, как усаживать пострадавшего на руки, если нет носилок, и как вообще передвигаться с таким грузом. Да еще и не пешком, а бегом.
Лучшие из лучших (победителями стали команды школ №№ 5, 65 и 63) сумели преодолеть все этапы за три — три с половиной минуты. Перекрыть их время никто не смог. Правда, группа мальчишек из спецназа «Русич» школы № 50, выступавших вне зачета, пообещали, что за призовые булочки «сделают всех» и пробегут дистанцию за три минуты. Но не вышло. Подвело минное поле. Слишком много времени ушло на поиск мин. В результате — только девять минут.
Но поражение — тоже результат. И даже полезный. Восточные мудрецы говорят, что настоящий проигрыш это. победа. Все козыри при этом остаются в руках у побежденного. Он во что бы то ни стало будет стремиться взять реванш.
На следующий год областной поисковый центр планирует сделать «Зарницу» еще более зрелищной. И провести тактическую игру в формате сити-квеста по истории-города.
***
фото: Не наигравшись в «Зарницу», мальчишки после прохождения дистанции устроили еще и «перестрелку» снежками;На старте все были уверены, что придут первыми;Команда школы № 50 на этапе транспортировки раненого;Поиск мин отряду спецназа «Русич» никак не давался.