Восемь лет с «Ревизором»
Спектакль «Revizor» (или просто «Ревизор») идет на сцене тюменского театра драмы уже восемь лет. И вполне успешно: зрителей почти всегда набирается полный зал.
Помню, что лет семь назад, когда постановка только набирала популярность, в театр повалили тюменские школьницы — любоваться Дмитрием Ефимовым в роли Хлестакова. И не только они. Студенты факультета режиссуры академии культуры, искусств и социальных технологий (тогда еще института искусств и культуры) тоже побывали на спектакле не один раз. Старались разглядеть особые приемы, которые использовали режиссер Александр Горбань и балетмейстер Эдуард Соболь, превращая гоголевскую классику в современный модный спектакль. Так сказать, занимались самообразованием.
Но чаще всего публика приходила на «Ревизор», чтобы отдохнуть и повеселиться.
Логично, что именно культовый «Ревизор» был выбран для празднования Международного дня театра — 27 марта. Спектакль покажут в сотый раз и особенным образом: на сцене появятся сразу два Хлестакова. Один — в исполнении Дмитрия Ефимова, который уже несколько лет не работает в театре драмы. Второго сыграет актер Николай Аузин, которого ввели в постановку после ухода Ефимова.
Марья Антоновна по тому же принципу «раздвоится» на актрис Наталью Коротченко и Ольгу Зотину. И это не единственные чудеса, которые ко Дню театра готовят в драме.
… Мы же накануне праздника беседуем с актером Сергеем Скобелевым, исполняющим в «Ревизоре» роль почтмейстера Ивана Шпекина.
— Сергей, в «Ревизоре» вы играете с самого начала?
— Да, все восемь лет.
— Не надоело?
— Даже не знаю, как сказать. Конечно, каждый спектакль имеет свой срок жизни, и срок ограниченный. «Ревизор» уже не тот, что был вначале. Если помните, спектакль был задуман режиссером и балетмейстером как своеобразный балет. Там все, в первую очередь, построено на пластике: музыкально-пластический рисунок — серьезный и плотный. А за прошедшие восемь лет много новых актеров введены в спектакль: кто-то ушел, кто-то пришел. Естественно, что тот рисунок, который был изначально задуман, за счет этого изменился.
Да и мы, те, кто остались на своих местах, не молодеем, уже не так двигаемся.
Но, с другой стороны, может, постановка в чем-то изменилась и в лучшую сторону. Думаю, что «Ревизор» что-то потерял, а что-то приобрел.
— Зато интерес к нему такой… негасимый.
— У зрителя — да. Почему? Дело как раз в режиссерском решении сделать постановку ориентированной на молодежь. Молодым, наверное, нравится все это: минимум Гоголя, максимум современной музыки. Или, спустя столько лет, уже не совсем современной.
— По сотый показ обещают сделать необычным?
— Мы готовимся к тому, чтобы показать нестандартный спектакль «Ревизор». Сейчас находимся в процессе придумывания различных интересных ходов. Не секрет, что Дмитрий Ефимов больше не работает в театре драмы, а актриса Наталья Коротченко только что вышла из отпуска по уходу за ребенком, и тоже давно не играла в «Ревизоре». Но они на сцене появятся.
Мы хотим придать постановке дух соперничества между актерами. Будет забавно, по-моему. А еще, возможно, на сцене появится сам автор.
— Гоголь?
— Гоголь! Кроме этого, мы планируем антуражные мероприятия в фойе театра, а, может, даже перед входом в здание. Пока все это только сочиняем.
— Легко было договориться, например, с Ефимовым об участии в празднике?
— Без проблем. Хлестаков — это, пожалуй, единственная его роль, по которой он скучает. Хотя говорит, что вообще скучает по театру.
А самое приятное — мы ждем балетмейстера Эдуарда Соболя. Это наше все! Тот человек, профессионал, о котором мы очень жалели, когда он ушел. Жалели, жалеем и будем жалеть, если он вдруг не вернется.
— Есть шанс, что вернется?
— Об этом надо спрашивать директора театра. Хотя предпосылки к тому, чтобы Соболь вернулся, есть. Об этом ведутся переговоры, и до меня дошла информация, что возможен положительный результат. Нам хочется, чтобы Эдуард Соболь снова работал с нами. Я помню, что за какой бы спектакль он ни брался как балетмейстер, у него неизменно получалось украсить постановку. Некоторые он даже «вытаскивал», спасал. У Соболя и голова режиссерская.
— Скажите, День театра — что такое для актера?
— Рабочий день, в первую очередь. Я обычно в праздничные дни просто работаю.
— Может, в театре устраиваете дружеские коллективные посиделки? Вообще, чтобы играть вместе на сцене, актеры должны дружить?
— Наверное. Ну, не то чтобы дружить, но иметь хорошие человеческие отношения. Хотя есть куча примеров, когда актеры-партнеры, которые в жизни друг друга ненавидят, прекрасно играют любовные сцены. Но мне приятнее и интереснее партнерство с теми артистами, с которыми у меня добрые отношения.
— В каких постановках вам приятнее или легче играть?
— В «Районной больнице» мне приятно. А в спектакле «За двумя зайцами» тяжело физически, но легко «по выхлопу» — то есть, ощущения после спектакля всегда хорошие. Если после работы ноги еле ходят — это приятно. Раньше малая сцена была хорошая, много на ней отличных постановок шло.
— А есть у вас любимое место в новом здании театра?
— Даже не знаю. Мне кажется, это здание пока не пышет уютом. И сцена пока тоже «холодная». Это здание нам в человеческом плане еще греть и греть. Думаю, нагреем.
Беседовала Оксана ЧЕЧЕТА
***
фото: Сергей Скобелев.