Быстрее или безопаснее?
Горожане на всякий случай заняли оборонительно-наступательную позицию: дескать, обычно такие перемены ничего хорошего не сулят. К тому же заметили, что теперь им приходится стоять на светофоре дольше, чем прежде.
А тут еще пришло известие от пресс-службы областного УГИБДД: что режим светофора изменила организация «ТюменьТел», которая с этого года отвечает за содержание городских светофоров.
— Конечно, никто не подумал о том, что ни одна частная организация не возьмется ничего менять в организации дорожного движения без согласования с администрацией города и автоинспекцией. Потому что это довольно большие затраты — изменить режим работы светофора. Тем более, если потом за собственную инициативу еще и штраф придется платить. Кто же будет брать на себя такую ответственность? — говорит заместитель главы городской администрации Сергей Роженцев.
И рассказывает, что поручение оптимизировать движение на перекрестке «ТюменьТел» получила от городского департамента по транспорту и связи.
— И автоинспекция была в курсе этого, — разводит руками директор департамента Дмитрий Войнов. — Поэтому такой негативной реакции мы не ожидали.
По словам Войнова, работа на перекрестке проведена масштабная. Несколько специалистов день и ночь анализировали движение автомобилей через перекресток. И пришли к выводу, что человеческая жизнь дороже нескольких минут ожидания на светофоре.
— Раньше здесь каждые сутки случались аварии с пострадавшими, — говорит Дмитрий Георгиевич. — С учетом того, что через перекресток ездит большое количество транспорта, мы рискуем жизнями десятков человек.
Болевая точка перекрестка -это поворот налево. Особенно с улицы Мельникайте на улицу Республики — в обоих направлениях. Когда два встречных потока движутся одновременно, уйти налево почти нет возможности.
— Поэтому в левом ряду по улице Мельникайте всегда собиралась длинная пробка. Понятно, что многие водители, пытаясь сэкономить время, поворачивали налево из среднего ряда, задерживая всех остальных и создавая аварийную ситуацию, — рассказывает Сергей Роженцев.
Новая схема организации движения, по его словам, решает эту проблему. Теперь светофор на перекрестке работает не в два цикла, а в три. Движение по улице Республики остается прежним, а встречные автомобильные потоки по улице Мельникайте движутся по очереди.
— Да, постоять на светофоре придется чуть дольше, но пропускная способность перекрестка не ухудшится, а, напротив, станет лучше, — поясняет Дмитрий Войнов.
Потому что за один раз светофор сможет пропускать во все стороны больше автомобилей — они не будут мешать друг другу.
Сергей Валерьевич чертит карандашом сложную схему: стрелки, секунды, расстояния от улицы до улицы. И обещает, что совсем скоро автомобилисты втянутся в новую схему движения и по достоинству оценят ее преимущества.
— К тому же, мы продолжаем наблюдать за ситуацией, — говорит он. — Ведь водители не предсказуемы. Долгое время, например, считалось, что вечером основное движение направляется в сторону микрорайонов — люди едут с работы домой. Но специалисты выяснили, что к вечеру все тянутся из микрорайонов в сторону центра: кто в гости, кто — в магазины, кинотеатры. В идеале к 2013 году мы надеемся создать автоматическую систему управления движением: когда один человек, сидя в своем кабинете, сможет управлять всеми светофорами в режиме онлайн. Увидел, что где-то собрался затор, включил зеленый сигнал…
Но это в перспективе. А в ближайших планах — изменить маршрут 54-го автобуса. Он тоже подолгу простаивает на этом перекрестке, чтобы дождаться своего поворота — в сторону улицы 50 лет Октября. Разгрузить поворот пока невозможно. Единственный выход — пустить 54-й по улице Малыгина (от улицы Холодильной). В этом случае пассажиры выигрывают вдвойне: во-первых, им не придется переживать за сохранность своих жизней, а во-вторых, они смогут добраться до загса и торгового центра «Премьер».
— Что касается пропускной способности перекрестка, — возвращается к светофору Дмитрий Войнов. — К концу недели она уже нормализовалась — водители освоились. Теперь путь от Широтной до Республики занимает всего шесть минут. И это в час пик. По-моему, немного. В любом случае лучше, чем поторопившись, потом шесть часов ждать автоинспекторов на месте ДТП.
***
фото: Сергей Роженцев;Дмитрий Войнов