Наш друг — скорая помощь
Что-то изменилось в нашем отношении к скорой помощи. Наверное, мы стали слишком сведущи в медицине. Почти врачи. Вон, шкафчик в ванной или в спальне, полный таблеток. Слушаем многочасовые советы врача по радио: купите, купите, купите, оно (как-то бишь называется?) само вас протестирует и само назначит лечение… И покупаем.
А если заболел живот, подскочило давление или температура, мы, как и встарь, набираем две цифры — 03. О, как нас нервирует спокойный и дотошный голос диспетчера, который выспрашивает о симптомах, о температуре, о возрасте заболевшего, уточняет адрес и интересуется номером вашего телефона. Нам бы скорее, скорее, скорее.
Отчего бы не поговорить с человеком со скорой? Может, станем лучше понимать друг друга?
Наталья Пиманкина, заведующая оперативным отделом тюменской станции скорой помощи, наш разговор начала не с болезней, а практически — от дверей нашей квартиры, где мы, встречая бригаду, нередко смотрим не в глаза спасителям, а на их ноги. И когда бригада, поставив укол или сняв кардиограмму, уезжает, мы ворчим: «Пришли, даже сапоги не сняли, даже какие-нибудь бахилы не нацепили».
Вот о бахилах и заговорила Наталья Борисовна. Бахилы стали обязательными во многих учреждениях города. Особенно в медицинских. Но, оказывается, эта обязательность не касается работников станции скорой помощи. Более того, есть даже приказ главного врача скорой: не надевать бахилы, заходя в дом пациента. Во-первых, чтобы избежать лишней траты времени (врачам бывает дорога каждая секунда), во-вторых — обезопасить сотрудников (в бахилах можно поскользнуться).
А горожане не понимают, боятся, что их чистый пол или дорогостоящий ковер будут испачканы. И, случается, даже отказываются от помощи (тогда зачем вызывали?), или приводят больного человека к порогу. Конфликта можно избежать, всего лишь загнув ковер или постелив на пол газеты. Дело-то минутное.
Взаимопонимание между пациентами и врачами скорой рождается далеко не всегда. Врачи тоже жалуются, что мы даже не знаем, в каких случаях следует вызывать скорую, а в каких — самостоятельно идти к врачу в поликлинику?
— Врачи проводят анализ симптомов и определяют, есть ли угроза жизни человека. Это не касается пострадавших с травмами и рожениц — в этих случаях мы выезжаем незамедлительно. Если же угрозы жизни нет, и человек в состоянии подождать некоторое время, его звонок направляется в неотложную помощь, которая находится при каждой поликлинике. Помощь будет отсрочена, но оказана в обязательном порядке, — говорит Наталья Пиманкина.
Наталья Борисовна работает на скорой уже 22 года — впервые пришла сюда еще на пятом курсе медицинского института. Она уже не помнит своего первого пациента, но самое первое дежурство запомнилось — из-за тяжести. Было сложно влиться в бешеный ритм, в считанные секунды принимать важные решения и за короткое время ставить правильный диагноз.
— В моей практике было много случаев. Однако больше всего запали в душу те, когда пациент находился в предсмертном состоянии, и мы его спасли или. не спасли, — вспоминает врач.
Она до сих пор помнит, как много лет назад из поселка Богандинский вместе с фельдшером везла пятилетнюю девочку с черепно-мозговой травмой. Чтобы ребенку не стало хуже, пришлось держать ее на руках, приподнимаясь на каждой кочке. Благо, довезли. Девочка выжила.
Или другой раз: приехали на вызов к мужчине, у которого случился инфаркт. Решили везти в больницу, но лифт в доме не работал, и спускались с носилками по лестнице. Пока спускались — у пациента остановилось сердце. Хорошо, что нужная техника была под рукой, и прямо на лестничной площадке человеку оказали помощь. Сердце забилось.
— Остановка сердца, колотые и резаные раны, открытые переломы — не так страшны, как осознание того, что ты не можешь помочь. А есть люди, которые проходят мимо человека, которому стало плохо на улице, даже не пытаются ничего сделать, — считает врач.
Но все же есть и другие. Это они звонят по номеру 03 и сообщают, что человеку без определенного места жительства стало плохо. И бригада едет, чтобы вытащить больного из колодца теплотрассы или из какого-нибудь подвала. Здесь не важно, какой человек и как от него пахнет, главное — ему нужна помощь, а ты ее должен оказать.
Быстро поставить точный диагноз нелегко, и если врач скорой сомневается, то пациенту необходима госпитализация. Электрокардиограмму, тропониновый тест (выявление повреждений в сердце) или глюкотест (анализ на уровень сахара в крови) можно сделать прямо в квартире пациента. А вот провести УЗИ или анализ крови за короткое время невозможно, да и оборудования в машине скорой для этого нет. Но вот что интересно: в большинстве случаев предварительный диагноз совпадает с тем, который поставят врачи больницы.
Проблемы с диагнозом возникают только в том случае, если человек занимался самолечением и никогда не посещал поликлинику. Тогда необходима госпитализация с последующим полным обследованием.
— Большинство вызовов к нам поступает с семи до десяти вечера, как раз в то время, когда люди возвращаются с работы. Часто бывает, что человек с высокой температурой, давлением или еще чем-нибудь героически отсиживает рабочий день, а к вечеру болезнь зашкаливает настолько, что остается только вызвать скорую. Ведь неотложка действует в часы работы поликлиники, а мы круглосуточно. Поэтому в вечернее время к выезду готово 45 бригад, — поясняет Наталья Борисовна.
Врачи обязаны выехать на любой вызов, даже если по телефону 03 позвонил ребенок. Правда, в этом случае диспетчер должен попросить к телефону кого-нибудь из взрослых (если они дома и в состоянии разговаривать).
— Еще несколько лет назад в нашей практике встречались шутники, которые вызывали скорую помощь по телефону-автомату. Но сейчас таких случаев нет. Правда, и телефонов-автоматов тоже стало меньше, — говорит Пиманкина.
Считается, что врачи скорой — неисправимые циники, которые не сочувствуют чужой боли. Может быть, потому, что работу свою они выполняют слишком быстро, не задают много вопросов и не суетятся, видя, что дело совсем плохо. Может быть и так. Но каждый врач скорой, глядя на пациента, желает только одного — чтобы тот выжил.
***
фото: Наталья Пиманкина;Бригада скорой помощи выезжает по первому зову