X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Не только страшно, но и популярно

Олег Архипов. Сборник рассказов «Сибирская готика». Издательство «Истина», 2010 год.

По наблюдениям сотрудников магазина «Знание», небольшая книжка в мягком переплете «Сибирская готика» — одна из самых продаваемых. Среди книг тюменских авторов, разумеется.

Секрет успеха объясним. На полочке с тюменской литературой в основном стоят либо дорогостоящие книги в красивых твердых переплетах, либо узкоспециальная краеведческая литература, которая интересна ограниченному числу людей. Сборник Архипова же, во-первых, недорог, а во-вторых, имеет широкую целевую аудиторию, потому что так называемый индустриальный трэш-хоррор или, попросту, страшные истории могут быть интересны как молодежи, так и взрослым людям, с любопытством относящимся «к проявлениям потусторонних сил».

Ну, и еще один удачный пиарход: автор сам рассказывает о своем сборнике, приходя пару раз в неделю в магазин и усаживаясь за специальный столик. Раздает автографы, знакомится с читателями, выслушивает мнения и все новые истории, которые, возможно, когда-нибудь лягут в основу рассказа.

Но пока публика вполне массово читает Архипова, тюменские литературоведы-профессионалы к нему все еще присматриваются: на конкурсе «Книга года2010», который проводит факультет издательского дела при Тюменском госуниверситете, «Сибирская готика» Архипова была отмечена только в номинации «Самая популярная книга» (по итогам интернет-голосования). Автор получил диплом лауреата. Неплохо, конечно, но для писателя, не являющегося новичком, не слишком серьезно. Впрочем, как и само отношение «высоких умов» к книге Олега Архипова.

Вероятно, сложилось мнение, что книги Архипова вполне можно отнести к разряду литературы «коммерческой», то есть, той, что заведомо будет продаваться. Как коротенькие детективы, которые мы берем с собой в поезд или самолет. Или фантастические книжки про непознанные явления природы и прочих пришельцев. Словом, это что-то такое, что в серьезной литературной критике не нуждается, а читателя найдет само.

Не знаю, что там по поводу критики, но явный прицел на популярность рассказов Олега Архипова в сборнике «Сибирская готика» чувствуется. Автор завлекает, пугает, заставляет прочесть до конца. Хотя бы просто для того, чтобы убедиться, что у рассказа открытый финал — автор дает читателю возможность… или нет, даже по-дружески подталкивает в спину: придумай дальше, додумай, чем закончилось.

Рассказы Архипова похожи сразу на все американские фильмы и сериалы, в основу которых легли страшные городские легенды, к которым человечество почему-то испытывает неугасающий интерес. Вот и сам Олег Николаевич говорит, что сейчас работает над киносценарием по одной из своих книг, который ему заказали в Москве. Киношники — это всем известно — редко берутся за сюжет, который не заинтересует тысячи людей.

Кстати, с кинобизнесом Олег Архипов связан уже давно. Во-первых, сам исполнил несколько ролей (главная — в тюменском боевике «Русские детки» и «Русские детки-2», «Шаг навстречу смерти», «Последний уровень»). Во-вторых, по его рассказу в Москве уже снят художественный фильм «Змеиный глаз». Сценарий к фильму был написан самим Архиповым в соавторстве с режиссером Дмитрием Сорокиным. Видимо, книги Архипова так и просятся на экран.

… В новый сборник «Сибирская готика» вошли три мистические повести: «Занавес тьмы», «Status Quo» и «Сибирская готика». Автор говорит, что для написания книги им «было изучено большое количество различного документального и художественного материала о таинственных событиях, в том числе и о пропавших экспедициях».

Первый рассказ (хотя, он, скорее, даже потянет на повесть) «Занавес тьмы» — это классика мистической литературы. Здесь пахнет Стивеном Кингом и Эдгаром По, приправленными сибирскими, даже тюменскими специями. Есть главный атрибут мистики — дом с привидениями, принадлежавший некоему купцу Толоконникову. Архипов утверждает, что реальная подоплека у рассказа имеется, только не следует путать Толоконникова с тюменским купцом Колокольниковым, потому что не о нем речь.

В доме происходят странные события: работники офисов, что занимают его днем, живут припеваючи, зато ночным охранникам приходится несладко. Шорохи, голоса, появление близнецов-утопленников и самого Толоконникова… Добром дело не кончится — ясно с первых страниц.

Вторая повесть — «Status Quо» — смесь криминального рассказа с мистическим. Главные персонажи — люди из 90-х годов. Страху здесь поменьше, чем в «Занавесе тьмы», но зато финал совершенно открытый — додумывайте, господа читатели!

Завершает книгу повесть «Сибирская готика», которую автор считает центральной. Тема пропавшей экспедиции в жанре мистики и приключений всегда популярна. История следующая: группа молодых людей пропадает в лесу при таинственных и загадочных обстоятельствах. На поиски отправляется группа, которую нанял отец одной из пропавших девушек. Кажется, что сюжет прост до примитивизма, но автор в финале устраивает кровавую бойню с пришельцами из параллельного мира — слепнями, чем оправдывает свой статус сочинителя мистических ужасов.

Словом, книга читателя найдет. Причем не только того, кто думает, как развлечься. Олег Николаевич говорит, что «люди, разбирающиеся в предмете», поймут больше: найдут параллели, закономерности и то, что осталось между строк.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта