На сто лет вперед
12 мая на моторостроительном заводе отмечали 100 лет со дня рождения первого директора предприятия Владимира Хуторянского.
У проходной собрались ветераны, руководство и нынешние работники завода. Генеральный директор объединения «Тюменские моторостроители» Андрей Говердовский поблагодарил всех, кто трудился и трудится на предприятии, за вклад в историю и производство и пообещал, что скоро всех работающих ждут приятные перемены, а само предприятие — хорошие перспективы. Но поскольку будущее невозможно без прошлого, он предложил высадить аллею Памяти на площади имени Владимира Хуторянского.
Прикопанные в ямках молодые яблоньки недолго ждали укоренения. Правда, лопат оказалось намного меньше, чем желающих приобщиться к процессу. Зато инструмент можно было передавать из рук в руки — от ветеранов к молодым работникам. Думаю, эстафета поколений никогда еще не была столь наглядной!
Один из старейших работников Тюменского моторного завода Анатолий Коломиец, которому в этом году исполнилось 72 года, тоже посадил на аллее Памяти свою яблоньку.
Этим молодым саженцам как раз столько же лет, сколько было и заводу, когда он пришел сюда работать. Дату своего поступления на предприятие Анатолий Васильевич хорошо помнит. День был не простой, праздничный -четвертая годовщина полета человека в космос!
Конечно, был он тогда совсем молод — 26 лет, но совсем «зеленым» себя не считал. После окончания Казанского авиационного института уже пять лет отработал мотористом в авиационно-конструкторском бюро «Союз» . И в Тюмень из Казани перевелся после того, как узнал, что здесь в 1963 году начал строиться моторный завод.
Так же как и он, на новое предприятие стали съезжаться специалисты со всего Советского Союза. Приезжали ребята из Уфы, Рыбинска, Ирбита, Омска. В то время в чистом поле в районе деревни Антипино успели возвести только один производственный корпус (где сейчас выпускают сцепления). Этот цех дал первую продукцию в 1964 году. На поток поставили выпуск лопаток компрессора для двигателя самолета Як-28. Сами моторы ремонтировали в Сумгаите, а из Тюмени туда посылали запчасти. Первые чертежи двигателей нашим конструкторским бюро, в которое и устроился Коломиец, были выполнены в 1965-м. С тех пор главной задачей конструкторов стала дотошная проработка всей поступающей технической документации и адаптация деталей и механизмов к нашей технологии. Например, в 1968-м пришлось переделывать систему перепуска воздуха на одном авиадвигателе. По документам она должна была работать на гидросмеси, но зимой при тюменских морозах жидкость замерзала. Наши предложили все переделать под керосин.
И о таких удачных усовершенствованиях за 46 лет работы в конструкторском бюро завода Анатолий Коломиец мог бы рассказать часами. Он до сих пор в строю. Говорит, что в этом году даже «пошел на обгон» самого Владимира Яковлевича Хуторянского.
Очень тяжело, конечно, пришлось заводу в 90-х годах. Все заказы «пообрубали», много людей ушло с предприятия, вспоминает Коломиец. Сейчас, говорит, таких людей по авиационной тематике, какие работали раньше, уже и не соберешь. Борис Исмагилов, Сергей Плюснин, Иосиф Бортко, Лев Коганер. «Какие люди были, какие специалисты!»
Но все-таки больше всего в истории предприятия Анатолия Васильевича восхищает не то, как они преодолели кризис, а то, «как все начиналось». Ведь в 1965 году в стране успешно работало 12 моторных заводов, набравших силу и мощь на военных заказах. На таких гигантах, как например, в Уфе, работало более 60 тысяч человек, в Омске — более 24 тысяч. А были еще Пермь, Казань, Калуга, Куйбышев. Два моторных завода действовали в Москве, еще два — в Ленинграде. И в каждом из этих городов были развиты машиностроение, металлургия, инженерная инфраструктура, выпускали специалистов политехнические или авиационные вузы.
В Тюмени же не было ничего. Даже ТЭЦ еще не была запущена. Зато вышло в свет решение Совнархоза. Оно не обсуждалось, а было, как в войну, руководством к действию. Перед регионом стояла тогда поистине «космическая» задача из ничего создать крупное машиностроительное производство. И Борис Щербина, первый секретарь обкома КПСС, предложил три рычага, чтобы «вытащить Тюменскую область из болота»: создать индустриальный институт, построить моторный завод и ТЭЦ. Он же назначил Владимира Хуторянского первым директором нового предприятия.
По мнению Коломийца, перед Хуторянским поставили такую же трудновыполнимую задачу, как в Великую Отечественную — перед легендарным отрядом Цезаря Куникова на Малой земле. Четыре десятка человек тогда должны бы ли отвлекать противника и удерживать плацдарм, пока готовилось главное наступление. Но вышло так, что именно благодаря этому малому десанту, а не основным силам, наши войска «зацепились» за Малую землю, а позже перешли в наступление.
Чтобы удержать свой «плацдарм», моторный завод возводил жилье для молодых специалистов. Практически половина всего жилищного строительства в городе тогда велась силами моторостроителей. Так, шаг за шагом, росла Тюмень, и создавались ее рабочие кадры.
Но, считает Анатолий Коломиец, заслуга Хуторянского — не только в том, что он создал моторный завод. Предприятие стало настоящей кузницей кадров. Отсюда «пошли на взлет» многие руководители тюменских промышленных предприятий.
***
фото: Деревце высаживают Владимир Нохрин и Вера Тебенькова;Анатолий Коломиец