Рабочий рай под крышей теплицы
Иногда дело, которым занималось не одно поколение предков, «выстреливает» не сразу. Чтобы оно дало свои плоды, требуются годы.
В роду Артема Кондрашова почти все занимались земледелием. Началось все с прадеда, который во время Великой Отечественной войны перевез в Тюмень всю семью, потом бабушка Варвара Павловна, которая возглавила одно из тюменских тепличных хозяйств, потом — отец. Когда очередь дошла до него, Артем Иванович решил выбрать для старта цветочный бизнес. В конце 90-х годов в Тюмени еще было мало цветочных магазинов… Но потом Кондрашов решил вернуться к истокам. И в 2010 году взял в аренду теплицу — ее в начале 80-х спроектировал и построил агроном Николай Сунцов. Опыт работы в этой сфере у Сунцова был огромный, еще в середине 80-х он поставил на ноги несколько тепличных комплексов.
Свое предприятие они назвали «Артемида». Провели капремонт помещения, модернизацию инженерных сетей. Засеяли цветочной рассадой, и дело пошло.
Одним из первых новоселов в «Артемиде» стал… виноград. И сейчас лозу увидишь в Тюмени не часто, а тогда она была такой же экзотикой, как, скажем, ананасы. Виноградный побег, посаженный в теплую тепличную землю, хорошо прижился и здравствует по сей день. Только тонкая лоза превратилась за несколько лет в высокое толстоствольное древо.
Николай Михайлович раскрыл один секрет. Если виноградную косточку зарыть в землю, как поется в известной песне Булата Окуджавы, то хорошего урожая сладких ягод ждать, скорее всего, не придется. Из семечка, какого бы сорта оно ни было, вырастет обычный дичок. По законам ботаники произойдет расщепление, и «родитель» не передаст своему «потомку» весь букет вкусовых свойств. И наверняка ягоды окажутся зелеными и кислыми.
Другое дело — виноград, выращенный из черенка. Весь вопрос только в уходе — вовремя подрезать, поливать, подкармливать, укрывать. За несколько лет работы в «Артемиде» перепробовали несколько сортов и остановились на самых районированных — скороспелых и зимостойких. Особенно выигрышно показал себя сибирский черноплодный «мускат», созревающий в августе, и ранний «алешечкин».
Конечно, тюменский виноград по вкусу немного уступает греческому или армянскому (все-таки настоящее солнце искусственным не заменишь), зато в теплице выращивают рассаду виктории «желтое чудо», которая по вкусу напоминает… ананас. Да и по виду тоже: такие же крупные, продолговатые и желтые ягоды. Такая виктория, как и сортовой виноград, — одно из секретных оружий «Артемиды».
Хотя, считает Артем Кондрашов, в арсенале тепличного хозяйства будут и другие приобретения. Особенно если удастся совместно с голландцами реализовать проект строительства крупного тепличного комплекса. Первый шаг к этому — разработка проектно-сметной документации — сделан. Осталось найти финансирование и. снова начать с нулевого цикла. Но тем, кто работает с растениями, к этому не привыкать.
***
фото: