Щит родительской любви
— Алло? Я сейчас немного занят, но скоро за тобой заеду. Жди меня на месте, — говорит в трубку мобильного Игорь Семенов.
— Дочка звонит, нужно ее из спортивной школы встретить, — это он уже мне.
Дочек у Игоря Семенова — руководителя Западно-Сибирского тренировочного центра сил специального назначения — две. Говорит, что девочки уже довольно взрослые и самостоятельные: младшей — одиннадцать, а старшей — пятнадцать. Но это не повод расслабляться. Папа всегда в курсе, где сейчас его дети, с кем, когда и какой дорогой они планируют вернуться домой…
Это не излишняя родительская опека. Отнюдь. Это острая необходимость, которую диктует современный ритм жизни. Пока родители заняты своими взрослыми делами, дети остаются один на один с большим городом: ездят на автобусах, переходят дороги, сами добираются до кружков и спортивных секций, заводят новые знакомства, открывают для себя еще неизведанные маршруты…
— И вот тут родителям важно не потерять ниточку, которая должна связывать их с ребенком в течение всего дня. И не важно, что большую часть времени они находятся в разных частях Тюмени: оберегать своего ребенка можно и на расстоянии, — уверен Игорь Семенов.
Последние полтора года детская безопасность стала одним из основных направлений, которым занимаются специалисты тренировочного центра SSN. Если вкратце, то создан этот центр был в 2007 году. Инициаторы идеи — бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов, которые за время службы накопили уникальный опыт выживания в чрезвычайных ситуациях.
— И вот чтобы этот опыт не канул в Лету, мы решили, что нужно им делиться — особенно с теми людьми, которые не имеют возможности в обычной жизни приобрести навыки самообороны, — рассказывает Семенов. — Это женщины, мужчины, которые не проходили службу в армии, и вот — дети.
На занятия в SSN приглашают целыми семьями. Специалисты разрабатывают для каждого индивидуальную схему защиты — в зависимости от возраста, рабочего и учебного графика, места проживания.
— Эффективнее всего — тренинги на месте, — продолжает Семенов. — С родителями и ребенком мы приезжаем в тот район, где они живут и где находится школа.
А потом — все просто. И в то же время — довольно сложно. Чем-то похоже на игру казаки-разбойники.
Родители должны несколько раз пройти с ребенком от школы до дома и обратно, буквально пошагово изучив этот маршрут. Об этом все знают, но почему-то регулярно забывают напоминать своим детям: дорога из школы домой должна быть людной, открытой, хорошо освещенной, без строек, гаражных кооперативов, тупиковых дворов и прочих темных закоулков.
— Это самый первый шаг. Второй шаг — отработанная до мелочей система связи, — рассказывает Игорь Семенов. — Не нужно лениться каждое утро проверять, чтобы телефон ребенка был заряжен и чтобы на его балансе было достаточно денег. Например, когда мои дочки остаются на улице одни, я поддерживаю с ними связь каждые полчаса. Ненавязчиво. Позвоните ребенку, поболтайте о чем-нибудь несущественном, заинтересуйте его — так, чтобы через полчаса он перезвонил вам сам.
Да, не всегда дети идут на контакт — переходный возраст, желание доказать свою самостоятельность… И тут ради их же безопасности разрешается немного хитрить.
— Мама или папа несколько раз могут скрытно встретить своего ребенка у школы и проводить его до дома. Придите пораньше, постойте у школы, понаблюдайте… А вдруг заметите такого же наблюдающего рядом с вами?
По словам Игоря Семенова, вычислить в толпе педофила — вполне возможно даже не подготовленному человеку: того всегда выдаст ищущий и оценивающий взгляд.
— Когда подозрительного человека заметил взрослый, тут легче — он может либо открыто продемонстрировать свое присутствие и показать, что его заметили. Тогда тот наблюдатель уйдет сам и, может, к этой школе больше не сунется — эти люди, как правило, трусливы. Либо взрослый может довести дело до конца: проследить за педофилом и взять его с поличным, вызвав полицию, — делится опытом Семенов.
И добавляет, что ребенка тоже важно научить распознавать среди хороших взрослых «чужаков». Как, не вдаваясь в подробности, рассказать ему, кто такие педофилы? Лучше всего придумать легенду: например, доверительно поведать сыну или дочке, что в город прибыла делегация шпионов, которые могут брать в заложники детей. Поэтому нужно быть очень внимательным, чаще смотреть по сторонам, не вступать в разговоры с незнакомыми и обо всех подозрительных дядях (да и тетях тоже) рассказывать маме с папой.
— Ребенок, конечно, может и не поверить до конца, но он обязательно подключится к этой игре. Я еще не встречал ни одного мальчишку, который не любил бы играть в разведчиков! Предложите ему такую игру — и он на сто процентов согласится, — говорит Игорь Семенов.
Под этой легендой легче будет отработать систему паролей: какое-нибудь кодовое слово или фразу, может, набор цифр. Тогда вашего ребенка уже точно никто не сможет заманить в машину фразой «Садись скорее, поедем к маме — она в больнице!» Нету кодового слова, нету и разговора…
Я спрашиваю Семенова о недавних случаях нападений педофилов на детей. Подъездную дверь девочкам открывали мамы, выходили встречать их на лестничную площадку своего этажа… Однако это не мешало злоумышленнику, не боясь ничего, забегать следом за ребенком в лифт.
— В этом есть и ошибка родителей, — поясняет он. — Не научили дочек, что заходить в подъезд, когда рядом есть незнакомые люди, ни в коем случае нельзя. Позвони еще раз в домофон, попроси маму спуститься, или окликни соседа, который проходит мимо…
Однако всей нагрузки родителям на своих плечах не вынести. Обязательно нужна подмога. И лучшая помощь в защите подрастающего поколения — это неравнодушие окружающих.
— У нас под носом огромный потенциал — молодые люди, которые выплескивают свою нерастраченную энергию в опасный экстрим. Из них получились бы отличные дружинники. Для них защита наших детей была бы такой же интересной «игрой в разведчиков». Мы уже давно думаем о том, чтобы открыть курсы для таких волонтеров, которые могли бы анализировать обстановку в городе, — делится планами Игорь Семенов.
Но добавляет, что для этих занятий нужны площадка и, конечно, финансирование.
— Знаете, за то время, которое мы пытаемся воплотить задуманное в жизнь, я понял, что наши дети фактически никому не нужны, кроме нас, родителей, — понизив голос, говорит Семенов. — То, что делается властями для их безопасности — это крохи. Но мы надеемся, что сможем хоть как-то изменить ситуацию и все-таки доказать, что дети — это самое ценное, что у нас есть…
Звонок.
… — Да, дочка, я уже еду к тебе — жди!
***
фото: