Слушайте там-тамы! В Тюмень пришла капоэйра!
Вообще-mo раньше Василий Рыбьяков не особо интересовался боевыми искусствами. Он учился на хореографическом отделении академии культуры, искусств и социальных технологий, а параллельно с этим занимался брейк-дансом. Так, для себя.
Говорит, что преподаватели очень обиделись на него, когда он на четвертом курсе, почти на финишной прямой, взял и бросил учебу. И ведь было бы ради чего, недоумевали хореографы. Ради какой-то непонятной, трудно произносимой капоэйры!
— Я и сам об этом виде спорта узнал совершенно случайно, -рассказывает Василий. — Однажды ко мне пришел приятель Сергей Серебренников и предложил поискать в Интернете школы или секции, где обучают капоэйре.
Так, через Сеть, Василий выяснил, что этим загадочным, явно португальским словом называют афро-бразильское национальное боевое искусство, которое сочетает в себе элементы танца, акробатики и сопровождается игрой на национальных африканских инструментах.
Только, как оказалось, в Тюмени этим искусством никто не владел. По крайней мере, Интернет не называл ни одного местного адреса, где можно было бы взять уроки капоэйры.
— Зато мы наткнулись на московские телефоны Российской федерации капоэйры, — вспоминает Рыбьяков. — И решили позвонить туда.
Они никак не ожидали, что им повезет с первого же звонка. Трубку поднял сам Роман Белов, президент федерации. Он выслушал ребят и… пригласил их к себе, в Москву, чтобы они смогли пройти краткий, но емкий курс обучения капоэйре. Однако предупредил, что тренировки будут проходить без перерыва в течение двух недель — каждый день, утром и вечером. Зато после ребята смогут и сами преподавать этот экзотический вид боевого искусства.
Перед тем, как отправиться в столицу, Василий и Сергей решили немного пополнить свои практические знания капоэйры. Они пытались учиться ей по видеороликам.
— Но когда мы приехали в федерацию, нам посоветовали забыть все, что мы видели раньше, — улыбается Рыбьяков. — Тренеры объяснили, что научиться капоэйре можно только при личном контакте с мастером.
После двухнедельного курса ребята были посвящены в «капоэйровцы». Когда они прошли обряд батизада (что-то вроде экзамена), им вручили первые пояса белого цвета.
— А вернувшись домой, мы несколько дней лежали ничком. Настолько устали, — признается Василий.
Правда, от усталости не осталось и следа, когда парни посмотрели на себя в зеркало: за две недели их фигуры изменились до неузнаваемости — появились рельефные мышцы, подобрался пресс, выпрямилась осанка.
В общем, новоявленные поклонники редкостного спорта посчитали долгом поделиться своим открытием с земляками.
Но единомышленников нашли не сразу. Приятели ходили по школам и спорткомплексам в поисках зала, где могли бы проводить уроки.
Диалоги с руководителями спорткомплексов были похожи один на другой:
— Уроки чего вы хотите давать?
— Капоэйры.
— Чего-чего?..
Ну что поделать? Василию и Сергею прямо в кабинетах приходилось демонстрировать свои навыки. Люди удивлялись, восхищались, обещали перезвонить и. Молчание телефона выглядело немым отказом.
Наверное, никто не верил, что экзотическая капоэйра приживется в Сибири. А ребята верили. И заразили, в конце концов, своей уверенностью иных своих земляков.
— Сначала мы стали проводить занятия в фитнес-клубах, а потом арендовали зал в спорткомплексе «Динамо», — говорит Василий.
Его ученикам нравится не только осваивать практику капоэйры, но и узнавать смысл каждого приема, движения, символику музыки. Нравится слушать об истории возникновения афро-бразильского боевого искусства.
Еще бы! Когда Василий Рыбьяков начинает увлеченно рассказывать о капоэйре, кажется, что вокруг звучит ритмичная музыка, а рядом, почти беззвучно, то ли танцуют, то ли сражаются два смуглых мужчины — в белых легких штанах и с голыми торсами.
— Про смуглых — это правильно подмечено, — улыбается Василий.
— Ведь кто придумал капоэйру? Чернокожие африканские рабы. Было это в конце XVII века, когда колонизаторы привозили их в Южную Америку. Надзиратели запрещали рабам общаться, но разрешали… танцевать. Вот те и разработали целую систему движений под музыку, при помощи которых они могли передавать друг другу информацию — не вызывая подозрений. А для тех рабов, которым удавалось бежать, капоэйра становилась единственным способом защиты.
Кстати, в капоэйре больше всего приемов, которые проводятся ногами. Почему? А потому что руки у рабов были закованы в кандалы.
Однако это, вероятно, не мешало им играть на традиционных народных инструментах. Василий без запинки произносит их названия: беримбау, атабаке, пандейру.
— Беримбау — это что-то вроде музыкального лука, — говорит он.
— Сделать его самому довольно трудно, поэтому нам пришлось заказывать его из Бразилии — из Сан-Паулу.
А вместо традиционного барабана — атабаке — тюменские энтузиасты капоэйры используют пока… там-тамы. Их в нашем городе найти проще.
По словам Рыбьякова, чтобы научиться играть на этих инструментах, не обязательно иметь музыкальное образование. Все они — ритмовые и простые в использовании, главное — почувствовать темп схватки (потому что капоэйра может быть медленной или, наоборот, быстрой).
— Если действительно заинтересоваться, то во все тонкости этого вида спорта можно вникнуть за несколько дней, а потом совершенствовать свои познания и навыки, — рассказывает Рыбьяков.
Сейчас под его руководством в тонкости капоэйры вникают около тридцати человек разного возраста, пола, социального положения. Василий надеется, что все они станут членами тюменской федерации капоэйры. Сейчас молодой человек как раз готовит документы на ее регистрацию. Говорит, что учредители и спонсоры откликнулись на его призыв. А значит, скоро в Тюмени там-тамы зазвучат еще громче.
***
фото: Вот так тренируются поклонники капоэйры;Василий Рыбьяков