Живём за металл
— Знаете, какой у меня кузнец классный работает? Таких в Тюмени больше нет, — с нескрываемой гордостью сказал директор цеха художественной ковки Галим Гатауллин. — Приезжайте, посмотрите сами на его работу!
Анатолий Ермачков встретил нас у самой двери. Из ящика на полу достал железный прут и направился к печи.
— Завитушку вам покажу, — коротко объяснил он.
Прут пролежал в огне недолго — минуты три. Покрасневший прут Анатолий Дорофеевич положил на наковальню, обстучал молотком, чтобы сгладить грани, а затем стал завивать. Все это он делал очень быстро, ведь надо успеть, пока металл податлив. Дальше завиток отправился «на примерку». Анатолий Дорофеевич приложил его к эскизу, нарисованному мелом на лежащем на полу железном листе.
Каждый миллиметр, каждый изгиб, наклон кузнец тщательно вымеряет. И все равно готовое изделие всегда чуточку отличается от того, что было задумано. Как будто оживает — этой особенности металла Анатолий Ермачков удивляется до сих пор.
Хотя кузнечным делом занят без малого четыре десятка лет. Пришел когда-то на судостроительный завод подручным кузнеца: подносил, уносил, помогал. Когда началась перестройка и завод начал хиреть, Анатолий Дорофеевич стал делать разные вещицы — для себя, для друзей. Понравилось; и вот уже 12 лет он работает в цехе художественной ковки.
Кстати, создание эскиза — это тоже целый ритуал.
— Образ будущего изделия мысленно прорисовываю уже с вечера. Сюда прихожу, чаю попью и — понеслось. Но никогда сразу по эскизу работать не начинаю: нужно посмотреть на задумку свежим взглядом. Вот видите, — показывает Анатолий Дорофеевич на рисунок, — я пытался линию и здесь нарисовать, и чуть подальше, а утром пришел и понял — надо немного перенести. Получилось идеально — не убрать и не добавить!
Ермачкову приходилось делать и спинки кроватей, и декоративные решетки, и даже цветы, которые многие считают показателем кузнечного мастерства. Анатолий Дорофеевич с этим мнением категорически не согласен: профессионал — тот, кто умеет делать абсолютно все.
— Кузнец начинается с инструмента, — уверен он. — Вот сколько кузниц я знаю — нигде почти инструментов для себя не делают, их покупают. А когда я учился у Семена Пономарева, клещи под себя делал! Получилось только на третий раз… Я вообще считаю, что учить кузнецов не надо. Почему? Когда все по готовому делаешь, ничему не научишься — просто гнуть, просто ковать. Надо так: пришел — смотри и домысливай, как бы ты сделал. Все через руки, через голову доходит. Ну, и вкус какой-то должен быть. Чтобы не абы как, а на совесть, красиво делать.
***
фото: Анатолий Ермачков