Музейная ночь пролетела на волшебном шаре
Тюмень не проспала шестую по счету «Музейную ночь». Да и не до сна было, когда центральные улицы города полны народу, хотя стрелки часов неумолимо стремятся к полуночи.
Есть у «Музейной ночи» одна черта, отличающая этот праздник от прочих городских масштабных гуляний. А именно: никто друг другу не хамит, не дерется, бутылки и обертки не разбрасывает. Даже если подвыпивший человек пришел в музей (такое, конечно, случалось), сотрудники не слишком напрягаются. Знают по опыту, что экспонаты останутся в целости. Что-то не позволяет нам вести себя некрасиво не только в стенах музеев, но и за их пределами. Или, может, это публика такая особенная собирается — «ценители искусства», как назвал гостей праздника Павел Головин, директор музейного комплекса имени Словцова?
Директор, может, и смело наградил гостей высоким званием ценителей, но сделал это наверняка не случайно. Мы еще не ценители, но мы стараемся, учимся ими быть. Хотя бы раз в году.
В целом «Музейная ночь»-2011 по настроению мало чем отличалась от предыдущих. Есть в этом свои плюсы. Например, любители спокойно посидеть за чашкой чая и послушать живую музыку уже знают, что идти за этим надо в «Музей-усадьбу Колокольниковых». Ребятишек непременно ведут в музей «Дом Машарова», который для детской публики наиболее благоприятен своими кукольными выставками и театральными действиями. Молодежь и люди среднего возраста традиционно посещают музей изобразительных искусств и «Городскую Думу». А те, кто хочет просто прогуляться по городу, так и остаются на улицах. Тем более, что и не заходя в музеи, можно увидеть много интересного.
Можно, в конце концов, следовать за актерами театра «Мимикрия» — вестниками «Музейной ночи», которые в этом году играли «Кукол, упавших с неба».
Словом, все привычно. Однако было и несколько сюрпризов, на которые гости «Музейной ночи» обратили пристальное внимание.
СЮРПРИЗ ПЕРВЫЙ: «ЗОЛОТАЯ ЧЕРЕПАХА»
Выстояв длинную очередь (впервые на «Музейной ночи» они были такими внушительными), гости попадали в зал и… начинали не присматриваться, а прислушиваться. Наверное, запись, которую для полноты впечатлений поставили музейные работники, называется «Тропический рай» или что-то в этом роде. Пение цикад, щебет птиц и гомон лягушек отлично дополнили широкоформатные фотографии с изображениями животных, птиц и обитателей подводного мира.
А вот полновесного рассказа экскурсовода не хватило. Пришлось читать сопроводительные надписи к каждому снимку, что, впрочем, оказалось увлекательным занятием. Из коротких авторских комментариев можно было узнать любопытные, грустные, а иногда и курьезные истории о том, как был сделан тот или иной кадр.
На открытии выставки в прошедшую пятницу сотрудник музея Павел Ситников рассказывал, что «Золотая черепаха» — это российский конкурс с международным статусом, в котором участвуют фотографы-натуралисты со всех уголков мира. Мастера запечатлевают обитателей тропиков и морей, средней полосы и Крайнего Севера, многообразие форм и размеров. Проходит конкурс семь лет подряд, каждый год организаторы отбирают около двухсот лучших работ и отправляют выставку путешествовать по России. Каждый раз она объезжает не менее десяти городов, тех, где есть музеи, способные разместить снимки размером метр на полтора.
Ситников говорил и о том, что фотографы-натуралисты — особенные. Надо быть безоглядно влюбленным в природу, чтобы часами стоять в болоте, проводить дни напролет на дереве, работать в ледяной воде.
И, конечно, у этих фотографов есть сверхзадача: не только заставить нас восхищенно ахать, но и напомнить, что с каждым годом на планете остается все меньше мест заповедной природы, исчезают с лица Земли растения и животные.
СЮРПРИЗ ВТОРОЙ: ПРАЗДНИК, КАК В XIX ВЕКЕ
Или, если точнее, как в конце XIX — начале XX веков. Сотрудникам музея «Дом Машарова» пришлось перевернуть горы материалов, чтобы узнать, как в Тюмени выглядели народные гуляния сто лет назад.
Выяснилось, что у праздника обязательно должны быть хозяин и хозяйка, так сказать, принимающая сторона. Так появились «супруги Машаровы Екатерина и Николай», встречающие гостей у входа в «свой» дом, — одетые по тогдашней моде работники музея. Для почетных гостей (а на деле для всех, кто хотел) они открыли в доме музыкальную гостиную, и люди танцевали под звуки балалаек, баянов и гитары. На террасе гостей развлекали дипломанты бардовских фестивалей и тюменские музыканты. А для гостей «непочетных» (опять же, для всех, кто хотел) на улице играли духовой оркестр под руководством Станислава Ларина и ансамбль цыганской песни «Яр». Отличная, кстати, альтернатива тем концертам, что обычно проходят на городских площадках в праздники. Непривычно и душевно. Жаль только, что «цыгане» медведя с собой не привели и никому не гадали по ладони, а то эффект погружения в старину был бы полным.
СЮРПРИЗ ТРЕТИЙ: ТАНЦЫ ПОД ЗАНАВЕС
Не припомню, чтобы на «Музейной ночи» устраивался танцевальный open-air (то есть, танцы под открытым небом). Нет, те музеи, у которых имеются дворики, всегда приглашают потанцевать. Но дворики маленькие, и массовости не получается. Чего нельзя сказать о площади у музея «Городская Дума», где весь вечер проходили народные гуляния. Люди водили хороводы, играли, смотрели выступления фольклорных ансамблей. Здесь же они собирались, чтобы зарегистрировать свое участие в попытке установить новый рекорд книги Гиннеса: одновременно включить наибольшее количество фонариков. И включили!
А потом директор музейного комплекса Павел Головин, произнеся торжественную речь, унесся в небо на аэростате. Он — главный волшебник бессонной майской ночи, ему положено.
Эх, жалко, что вместе с ним не могли волшебно улететь все те, кто подарил нам праздник — это почти 500 человек музейных работников, актеров и музыкантов! Они такой полет тоже заслужили.
***
фото: Иллюзионист Александр Яблочков собрал у музея «Дом Машарова» большую аудиторию;Алина встречала гостей в холле музея ИЗО;Гости, которые впервые увидели скелет мамонта;Уличные выступления – обязательная часть программы;Юлия и Ольга – по музею с фонариком;У музея ИЗО в 22:30