Велодорожки – мечта или реальность?
— Осторожно, яма! Ай! — мой первый выезд в город на велосипеде ознаменовался падением и синяком. Случай малоприятный, но не самый тяжелый, статистика с начала года более неутешительна.
— Я вчера чуть велосипедиста не сбил, выскочил на переход перед самым носом! — говорит знакомый водитель. — А на проезжую часть они зачем выезжают? Есть тротуар, вот и ехали бы по нему тихонько.
Но вот беда, на тротуаре велосипедистов тоже считают чужаками. Пешеходы либо в страхе шарахаются в сторону, либо занимают весь тротуар могучей китайской стеной.
Эту холодную войну нам с Машей Журавлевой пришлось испытать на себе, когда мы двигались по улице Мельникайте в сторону Гагаринского парка — по одному из самых популярных велосипедных маршрутов. За два часа пришлось спешиться раз двадцать, только чтобы перейти через дорогу. А сколько еще времени ушло на преодоление ям, колдобин, ограждений в совершенно непредсказуемых местах, внезапно обрывающихся тротуаров! Вздохнуть облегченно и получить удовольствие от езды получилось, только когда добрались до совмещенного моста.
То, о чем я рассказываю, — не новость для велосипедистов. Но все же, перед тем как писать о развитии велосипедной инфраструктуры в Тюмени, хотелось прочувствовать все «прелести» настоящего положения вещей на себе. Прочувствовала!
Есть возможность, что в ближайшие несколько лет хоть что-то изменится в лучшую сторону. Начало созданию схемы велосипедных дорожек в городе положили прошлым летом, когда четыре инициативных тюменца пришли в департамент по транспорту и связи со своим проектом. Идею молодежи поддержали, начали составлять схемы движения.
О том, как продвигается работа, рассказал Антон Иванькович, начальник управления по организации дорожного движения городского департамента по транспорту и связи.
— Устройство велодорожек не будет предполагать масштабных строительно-монтажных работ, привлечения техники и серьезных средств. Мы планируем развести на тротуарах потоки велосипедистов и пешеходов с помощью нанесения горизонтальной разметки и установки знаков, — говорит Антон Александрович. — Исходить придется из реальной ситуации.
Например, возьмем улицу Республики. Понятно, что она привлекательна для велосипедистов, но здесь тротуары узкие и максимально приближены к домам, поэтому организовать велодорожки на всем протяжении не получится. Они появятся лишь на некоторых участках от Холодильной до Пермякова. Кроме того, появятся дорожки на улицах Мельникайте и Широтной.
— Насколько эффективно будет нанесение разметки на тротуарах?
— Менталитет и культура поведения участников дорожного движения оставляют желать лучшего. И здесь нам понадобится помощь тех самых инициативных групп. Необходимо доводить информацию до людей, объяснять, говорить об этом везде, и в СМИ в том числе, — считает Антон Иванькович.
… Моим знакомым велосипедистам идея с нанесением разметки кажется утопичной. Но не все так безнадежно. Вот пример, пусть не из этой области, зато показательный. Несколько лет назад никто не верил, что люди смогут по-человечески относиться к клумбам и газонам — не вытаптывать и не выкапывать цветы. Но к хорошему быстро привыкаешь, и сейчас красивые клумбы по всему городу — это норма.
Но вернемся к велосипедистам. — В существующей застройке кардинально изменить что-то нельзя, а в новых проектах микрорайонов, путепроводов закладываются велосипедные дорожки?
— С заказчиками и подрядными организациями не раз обсуждался этот вопрос. Там, где это позволяют условия, велосипедные дорожки обязательно будут проектироваться, — говорит Иванькович, — Например, сейчас планируется реконструкция улицы Одесской от Республики до Дамбовской. Обсуждается устройство там велодорожки.
С одной стороны, меры точечные и по большому счету рассчитаны лишь на тех, кто использует велосипед для прогулок, а не для тех, для кого это постоянное средство передвижения. Но плюс в том, что хоть что-то сдвинулось с мертвой точки.
Пока не существует карты, где можно было бы увидеть схему велодорожек в целом — планы отдельных улиц «находятся на доработке». Проект завершат в конце нынешнего года, а дальше надо ждать финансирования этих работ.
Велосипедистам придется набраться терпения.
***
фото: