На детское кино волшебника не нашлось
Выхода на экраны фильма «Бегство рогатых викингов» придется подождать.
Съемки ленты состоялись летом 2010 года в Тюмени. 12 января года нынешнего состоялся предпоказ, зрителями которого стали актеры, их родители и журналисты. С тех пор информация о фильме стала просачиваться в прессу все реже, зато в городе заговорили о «финансовых трудностях», которые возникли во время работы над лентой.
О них, а также о детском кино в целом мы говорим с режиссером фильма Ильей Белостоцким.
— Почему вы согласились работать над кинокартиной, которая не финансируется государством? Ведь наверняка знали, что трудности возникнут…
— Понимаете, детское кино, которым я занимаюсь, в принципе не особенно финансируется и никогда не финансировалось хорошо. В советское время -хоть как-то, но тоже по остаточному принципу. Можно почитать мемуары Ролана Быкова, который боролся за детское кино. Я прочел и с удивлением обнаружил: мало что изменилось с тех пор. На детское кино по-прежнему смотрят как… на какое-то недокино. Что-то несерьезное.
Зато на американских «Человек-паук» и «Супермен» выросло целое поколение ребят. Их уже очень трудно заставить смотреть фильм, где надо думать и работать душой. Это, по-моему, наша главная беда: дети разучились думать в кинотеатрах, да и взрослые тоже.
Так что, есть, наверное, целый комплекс причин, который побудил меня взяться за работу над лентой. Даже на таких, казалось бы, заранее известных очень сложных условиях. А лучше все равно не будет! Не придет какой-нибудь дяденька волшебник и не скажет: «Вот тебе 10 миллиардов долларов на детское кино». Если мы сами этого не сделаем, никто не сделает. Под лежачий камень вода точно не потечет.
— Зимой состоялся предпоказ фильма. Это был последний раз, когда общественность слышала о работе над лентой. Что происходило с тех пор?
— Работа над фильмом не останавливалась. Иногда она шла медленнее, иногда быстрее. Да, временами я делал небольшие перерывы, чтобы заработать денег. Элементарно что-то снять, потому что кушать-то хочется. Однако весной мы провели досъемки кадров, которые необходимо было либо переснять, либо доснять. Завершен черновой монтаж фильма, приступили к чистовому.
-Дополнительные кадры снимали с участием актеров? Ничего, что ребята за год вымахали?
— Ну, у кого-то прическа поменялась, кто-то правда вырос. Но, на самом деле, они не сильно изменились. Женя Олещук очень подрос, а вот Илья Плясухин остался абсолютно таким же.
— Монтаж ленты идет в Тюмени?
— Да. Это трудоемкая работа: необходимо обработать материал сорока кассет. И довольно нудная, с творчеством имеет мало общего, но делать ее надо. На днях на сайте фильма (www.vikingam.net) появится трейлер — рекламный ролик ленты. Это первая официальная продукция, которая выйдет на широкую публику. Я вообще советую всем интересующимся людям заходить на сайт: мы регулярно помещаем там новости о ходе работа над фильмом.
Да, наверное, стоит рассказать о том, кто же такие «мы». Я все время повторяю: мы, мы… Дело в том, что еще прошлым летом, в конце съемок волонтерам, в основном, родителям детей-актеров, стало понятно, что необходимо приложить определенные усилия, чтобы работа над фильмом не остановилась. Поэтому мы вместе приняли решение о создании некоммерческого партнерства КОТ — кинообъединения тюменцев. Подчеркиваю, что это
— некоммерческое партнерство. По законодательству РФ некоммерческое партнерство не имеет права заниматься коммерческими проектами и извлекать выгоду.
Мы собираемся доделать это кино. Причем, надо сделать фильм качественным, чтобы его посмотрели не только в Тюмени, чтобы он был интересен ребятам всей страны. А для этого просто необходимо соответствовать высоким стандартам.
— Но волонтеры помогают?
— Безусловно, фильм «Бегство рогатых викингов» — волонтерский. В работе принимало участие большое количество людей, и они совершенно самоотверженно помогали. Кто-то снимался, кто-то кормил команду… и этот факт уже нельзя вычеркнуть из истории фильма и города. Тем не менее, мы сейчас вплотную подошли к такому моменту в работе, когда дальнейшее на одном голом энтузиазме уже невозможно. В Тюмени нет своей собственной киностудии, а нам необходимы специалисты хорошего уровня. Такие есть, они неместные, московские. Но они не могут позволить себе работать бесплатно
— семьи кормить надо.
— А вы — можете?
— Получается, так. Но таких сумасшедших, как я, к сожалению немного. Однако то, что мы сделали — провели съемочный период и значительную часть периода постпродакшн — это уже чудо. Но думать, что в наше время можно сделать кино без денег -это утопия. А 3 миллиона рублей, к сожалению, у меня в кармане не лежат.
— Эту сумму по отношению к фильму уже как-то называли. Столько необходимо для завершения работы?
— Да. У нас есть смета постпродакшна, она расписана постатейно, все посчитано. Если говорить конкретно, то деньги необходимы на компьютерную графику, мультипликацию, написание музыки, ее запись, сведение звука, цветокоррекцию, компьютерную правку отдельных кадров… Масса пунктов. Я хочу сказать, что сумма взята «не с потолка», а родилась в результате подсчетов и переговоров с исполнителями работ.
Кстати, к вопросу о финансировании: если вдруг кто-то услышит, что нам нужна помощь и захочет откликнуться, то мы открыты для сотрудничества. Готовы разговаривать с документами в руках.
… Сроки работы партнерство КОТ и режиссер Белостоцкий пока установили такие: фильм планируется показать зрителям в 2012 году.
***
фото: на съемках фильма прошлым летом.