X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Дайте лесу Надежду!

После дождей Надежде Сотниковой часто звонят знакомые из города — спрашивают, где в лесах Каменки самые грибные места.

— Сначала я пыталась объяснять, что в лесу все места — грибные, только под ноги внимательнее смотреть надо, — говорит женщина. — Но потом отчаялась: просто отправляю туда, где городскому жителю грибы найти легче всего.

В тайне эти заветные для любого грибника адреса участковый лесничий Надежда Сотникова никогда не держала — лесными секретами со всеми делится запросто. Самой-то ей по грибы и ягоды ходить некогда. В лесу она, в отличие от туристов, бывает по работе.

— Иногда до смешного доходит, — улыбается Надежда Петровна.

— Тут на днях попросила соседку, чтобы она насобирала для меня несколько баночек земляники. Казалось бы, каждый день мимо ягоды хожу…

Но вот собирать ее Надежде Петровне не во что. Обычно у женщины, когда она отправляется в обход по своему участку, в руках вместо корзины — блокнот. Туда она записывает, какие деревья нуждаются в лечении, а где нужно высадить новые взамен засохших или сгоревших…

— Сейчас по нашим лесам, тем, что вокруг Каменки, ходить приятно, — рассказывает лесничий Сотникова. — А когда-то на деревья посмотреть страшно было — одни горельники черные торчали…

Было это летом 2004 года. В то время здесь, в селе Каменка, сильный пожар был — он погубил много насаждений. И так совпало, что в этом же году Надежде Петровне выпало принимать лесничество под свою ответственность — лесничий, у которого она до этого в помощницах ходила, ушел на пенсию.

— И вот посадили меня в «уазик», — вспоминает Сотникова, — и повезли хозяйство осматривать. Мне в некоторые моменты даже зажмуриться хотелось — я не верила, что наш сгоревший лес когда-нибудь сможет восстановиться…

Но пришла следующая весна, и поверх черной гари начала пробиваться зеленая травка. А Надежда Петровна собрала команду и отправилась высаживать новые деревья. С тех пор каждый год как минимум по 60 гектаров молодняка подсаживают. В основном это хвойные породы. Они, говорит лесничий, благороднее и красивее.

Одно плохо — охотников на эти деревья много. Бывает такое, что односельчане посреди ночи звонят: говорят, что в лес заехала машина, а за ней следом — погрузчик. Ясное дело, что деревья рубить будут!

Тогда Надежда Петровна звонит водителю, сторожу и — в погоню за «черными» лесорубами. Хорошо, если застать их удается, но чаще они умудряются незамеченными оставаться. Что и говорить, грустно потом за ними пеньки подсчитывать…

Надежда Сотникова эти пеньки сразу же замечает, потому что она в своих лесах каждую тропинку и каждое дерево знает — все у нее на учете.

Хотя раньше и не думала, что с лесом так породнится, потому что училась Надежда Петровна на бухгалтера. Им и работала первые годы после учебы: годовые балансы составляла, зарплату подсчитывала, дебет с кредитом сводила. А потом под сокращение попала и пришла к лесничему — проситься на кабинетную работу. Ну а потом из кабинета на повышение пошла — подменила учителя на его посту.

— Глупо, конечно, но я всегда думала, что лесничий — это серьезный мужчина в годах, с загорелым обветренным лицом, ну и с бородой еще. А тут — женщина… Не боитесь в лес одна ходить? — спрашиваю я у моей собеседницы.

— А чего там бояться? — от души удивляется она. — Это лесу нас, людей, бояться нужно!

Надежда Сотникова вспоминает про нынешние пожары. Их в Каменке с начала весны уже несколько было. Во всех случаях дознаватели вынесли один и тот же вердикт: причина возгорания — человеческий фактор.

— Мы уже и не знаем, как еще людям объяснять, что огонь в лесу — это очень опасно, — вздыхает лесничий. — Пробовали уже даже эксперимент на их глазах проводить. Водитель закуривал сигарету и стряхивал пепел на траву. Самой маленькой искорки хватало, чтобы сухостой сразу же занялся огнем. После этого они, конечно, свой костер тушили и уезжали… Но кто знает: может через несколько километров они в другом месте его разводили?

Вот и сейчас, когда мы ехали к Сотниковой в гости, заметили, что за селом Кулаково что-то дымит.

— Это со вчерашнего дня — мы там уже были, — говорит Надежда Петровна. — Горит луг. Видимо, фермеры траву прошлогоднюю подожгли. Здесь опасности для леса и жилых построек нет — вокруг опашка, но все равно неприятно. Когда дым на горизонте поднимается — это в любом случае страшно.

Она знает, о чем говорит: в тушении каждого пожара принимает участие лично. По идее, женщина должна только контролировать процесс, но когда вокруг огонь поднимается, никто уже не разбирается — кто и за что должен отвечать. Огнетушители в руки берут все.

Мы просим Надежду Сотникову примерить ранцевый огнетушитель, который стоит в углу в ее конторе. Но она машет руками: мол, вы что — так и беду накликать недолго!

— Лучше пойдемте в лес погуляем — у нас такая красотища кругом! — зовет она. — Недавно видела, что черника цвела, наверное, уже ягоды появились. А еще в наших лесах можно лося увидеть, кабана, косулю… Так интересно за ними наблюдать!

— И не хотели бы в город перебраться? — спрашиваю.

— Никогда! Лучше уж вы к нам!

***
фото: Надежда Сотникова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта