Энергоэффективность «поперек лавки»
К появлению на свет долгожданного малыша родители обычно готовятся заранее. Книги читают, обучение проходят, «материальную базу» готовят. Но ничего этого, похоже, не случилось в случае появления на свет программы энергосбережения и энергоэффективности.
«Роды» были настолько скоротечные, что «повитухи» только и успели, что подхватить новорожденное дитя.
Абсолютно верный посыл и разумный подход к новой энергетической стратегии из-за спешки в принятии и реализации оказался если ни на грани срыва, то на пороге дискредитации. Основополагающий федеральный закон N 261 «Об энергосбережении и энергоэффективности» — принят, разработана социально-экономическая и энергетическая стратегия России до 2020 года. Но специалистов, хорошо понимающих, как внедрять новшество и сделать его жизнеспособным, оказалось мало.
В среду в администрации города начал свою работу двухдневный семинар «Повышение энергосбережения и энергоэффективности в жилищном фонде города Тюмени». Таким образом, о роли науки, о необходимости начинать не с громких лозунгов, а с фундаментальных знаний, с разъяснений всех плюсов, минусов, недостатков и недоработок, стали говорить только полтора года спустя с начала реализации в Тюмени «пилотного» проекта под названием «Энергоэффективный квартал».
Вести семинар для представителей ТСЖ и управляющих компаний пригласили экспертов Московского института энергосбережения и энергобезопасности — Виктора Макарова и Евгения Садыкова. Заместитель главы администрации города Александр Шпиренко объяснил выбор тем, что это не просто хорошие лекторы и теоретики, а практики, имеющие опыт работы на территории Сибири.
За почти два года (с ноября 2009-го) путаных разговоров, непонятных и невыполненных обещаний люди, похоже, и от этого семинара не ждали ничего действительно полезного. На лицах собравшихся в большом зале заседаний Думы читалась, скорее, обреченность присутствовать, чем интерес.
Но первый же лектор — Евгений Садыков сумел из, казалось бы, скучнейшей темы «Нормативно-законодательная база энергосбережения» сделать интереснейший и обстоятельный доклад. Это был тот самый научный, профессиональный подход, который объективно расставлял все по местам, подводил фундамент под тем зданием, которое предстоит строить еще много лет.
Садыков напомнил, что на самом деле в России говорить об энергоэффективности начали давно. Не в прошлом году, а в 1996-м, когда был принят федеральный закон об энергосбережении. Но за 13 лет он «себя не оправдал». Сказались и несовершенства его положений, и нежелание чиновников эти недочеты исправлять. В те же времена, оказывается, появились и первые энергетические компании, которые, как сказал Садыков, «могли бы заниматься и энергоаудитом». Но занимались ли? Ведь за десяток лет дело почти не сдвинулось с мертвой точки. По крайней мере, качественно. Количественно к 2010 году в России зарегистрированы 1200 энергетических компаний. Правда, считает Садыков, из них реально занимались энергоаудитом не более 120. И то только потому, что были созданы при ведущих научно-исследовательских институтах. В результате ФЗ N 28 без практических действий так и «завис» на декларативном уровне.
Новый федеральный закон N 261 начал с того, что ввел в оборот новую терминологию. Появились такие словосочетания, как, например, «класс энергоэффективности» или «энергетическое обследование». Назвали и этапы реализации закона: первый закончился в 2010 году, второй — проходит до 31 декабря 2011-го (все дома должны быть оснащены внутридомовыми приборами учета), третий — начнется в 2012-м (на всех электротоварах и оборудовании должен указываться класс энергоэффективности). А затем, спустя три года, российская экономика должна перейти на инновационный путь развития.
Но слова и цифры на бумаге — одно, а на деле — другое. Как констатировал Садыков, нормативно-правовая база этого закона еще не «устаканилась». То есть ребенок уже есть — вот он лежит поперек лавки, а как с ним обращаться — никто не знает. Уже и одну няньку пригласили, и вторую, и третью, а ребенок все надрывается в крике.
Евгений Садыков собрал воедино все проблемы, которые тормозят и сдерживают развитие и реализацию закона. Каждый пункт он не просто перечислил, а проиллюстрировал примерами из жизни. И стало понятно, почему собственники с инвесторами и жителями не могут никак найти общий язык, почему у обслуживающих жилые дома компаний и у самих жителей так мало мотивации, почему потребитель оказался предоставлен самому себе. Отметил лектор и несогласованность действий, и сложности во внедрении закона, и проблему с привлечением инвесторов, и отсутствие четких финансовых инструментов…
Впервые многие из слушателей услышали и о том, что федеральный закон предусматривает немалые штрафы за невнедрение, неисполнение, неустановку — от 50 до 100 тысяч рублей и выше. Именно этой финансовой угрозой, по мнению Садыкова, объяснялось такое скоропостижное написание многих программ по энергоэффективности в муниципальных образованиях…
Но здесь впервые с лектором не согласились. Александр Шпиренко уточнил, что программы писались не для «галочки», но в условиях «жуткого дефицита времени», практически на коленке. Отсюда и нежизнеспособность некоторых из них, оторванность от финансирования и от жизни. Тюмени, в этом смысле, может быть, повезло больше других городов России. Поэтому и сделано чуть больше.
… И все-таки от всего сказанного осталось странное впечатление. Вытолкнули программу по энергоэффективности в мир, а хороших и грамотных воспитателей для нее пока не нашли. Растет она сама по себе, как трава в поле — у кого выше, у кого — ниже, у кого — гуще, у кого — жиже. И, конечно, вырастет.
Только не станет ли потом этот «подросток» очень трудным?