Если заболел в пути…
Жара сменяется серым затяжным дождем, душный и спертый воздух — холодным ветром. Постоянные перепады давления и температуры особенно тяжело переносить в дороге.
Как происходит медицинское обслуживание в поездах и на железнодорожных станциях? Чтобы узнать об этом, мы отправились в медпункт на Тюменском вокзале.
За маленькой дверью кабинета 115, над которым горит яркое табло «Медпункт», — просторное помещение с несколькими кабинетами. В каждую смену здесь работают два фельдшера. Сегодня — Нина Васильева и Наталья Уварова. Знакомимся. Нина Ивановна как более старшая из женщин начинает беседу:
— Каждый день мы обслуживаем около тридцати пациентов. Обращаются по разным поводам. Кому-то надо просто давление померять… Вот только что вернулись из поезда: там у проводника — ОРВИ. Нам передали так называемое «эстафетное наблюдение» с предыдущей станции, что в поезде едет больной. С ОРВИ сейчас вообще чаще всего обращаются — возможно, из-за перепада температур. К тому же многие возвращаются из отпусков, с юга.
— А мы думали, что сейчас период обмороков и тепловых ударов. Дальняя дорога, духота в поездах…
— И это тоже случается, но не часто, отдельной статистики у нас нет. Особая группа риска — люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Для них есть отдельные советы. Если плохо переносят дорогу, то лучше вообще не ездить. А если поездки избежать невозможно, то лучше передвигаться в купейном вагоне с кондиционером, больше лежать и пить больше жидкости, — говорит Нина Ивановна.
Хочется еще добавить — и не нервничать. Но вряд ли это возможно. Фельдшеры с улыбкой говорят нам, что их пациенты — особенные в своем роде. Они все время торопятся, как будто их поезд вот-вот тронется, боятся куда-то опоздать, волнуются и переживают. Все это обостряет хронические болезни.
Словно в подтверждение этих слов, в медпункт заходит дама средних лет — Нелли Леонидовна. Она едет домой в Новосибирск, с пересадкой в Тюмени, и впопыхах оставила в первом поезде свои таблетки для больных диабетом. На вокзале самочувствие ухудшилось, аптеки поблизости нет, а бежать куда-то в поисках лекарства нет возможности — поезд до Новосибирска скоро отправляется.
В белом, стерильно чистом процедурном кабинете Нина Ивановна измеряет пациентке уровень сахара в крови, предлагает таблетку (благо, сейчас нет проблем с медикаментами, железнодорожная больница обеспечивает всем необходимым) и госпитализацию. Из-за двери доносится возмущенные размышления Нелли Леонидовны о «мировом терроризме».
— Да, тут всякого наслушаешься за смену. Людям хочется высказаться. Приходится иногда быть и психологами, — улыбается второй фельдшер — Наталья Уварова. К ней в это время как раз пришел машинист на предрейсовый осмотр. Вообще-то, для машинистов есть специальные пункты осмотра, но можно его пройти и здесь. Вся процедура занимает пару минут: фельдшер измеряет давление, просит подышать в трубку.
— Жалобы есть?
— Нет. Уварова ставит в листе множество штампов и печатей и отпускает машиниста восвояси.
Нелли Леонидовна, меж тем, от госпитализации отказалась и пошла обратно на перрон — на посадку.
— Мы не можем заставить человека прервать поездку и обратиться в больницу. Но в этом случае ответственность за свое здоровье он несет сам, — говорит Нина Васильева.
Торопиться нам свойственно. Но о своем здоровье лучше вовремя побеспокоиться, и, если необходима госпитализация — соглашаться на нее. К тому же для тех, кто сошел с поезда из-за необходимости амбулаторной помощи, существует услуга. Можно компенсировать стоимость билета за расстояние, которое вы не проехали. Либо обратиться в кассу со справками из больницы и старым билетом, чтобы вам оформили новый до того же пункта назначения — бесплатно.
… Кажется, что работа фельдшеров в медпункте вокзала размеренна и спокойна, как и они сами. Но это не так. Бывает, что им приходится выезжать на несчастные случаи — гибель человека или серьезные травмы. Например, отрезает ноги тем, кто перебегает через пути.
— Чем вы можете помочь?
— Накладываем жгуты, повязки, ставим капельницу…
В таких случаях помогает то, что многие фельдшеры раньше работали на скорой помощи и знают, как действовать в экстренных ситуациях.
Главврач Сергей Одинцов вообще отзывается о своих коллегах положительно:
— Наши фельдшеры — мобильная часть коллектива. В нагрузку к своей работе они еще сопровождают детские поезда!
Медслужбе Свердловской железной дороги скоро исполнится сто лет. В канун юбилея Сергей Одинцов мечтает не о просторных отремонтированных помещениях, не о медикаментах, не о новых укладках и мягких носилках, не о капельницах и медицинских мешках для искусственного дыхания — все это уже есть. А о том, чтобы на железной дороге было как можно меньше травматизма и болезней. И чтобы работа его подчиненных была такой же спокойной, какой ее увидели мы.
***
фото: Нина Васильева и Наталья Уварова;Сергей Одинцов;В процедурном кабинете