X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«За рюмкой коньяка партию не создать»

19 июля 2001 года, 10 лет тому назад, ушел из жизни Константин Яковлевич Лагунов. Писатель, почетный гражданин города Тюмени. Еще не раз мы будем обращаться к творческому наследию нашего земляка. Ему до всего было дело. Сегодня, когда тема партийного строительства так актуальна, небезынтересно его мнение о перспективах молодежного движения в России.

Как никто другой Константин Лагунов знает достоинства и недостатки Коммунистического союза молодежи — около двадцати лет работал в его структурных звеньях: от первички до республиканских организаций. Наша беседа, состоявшаяся еще в 1994 году, совпала с 70-летием Константина Яковлевича.

— Так ли уж необходима современной молодежи политическая организация?

— Если кто-то хочет что-то сделать или изменить общество, то да. Можно критиковать Ленина, но его лозунг «Дайте мне партию, и я переверну Россию» подтвердился. Как только он создал партию, так действительно — шестую часть земного шара перевернул. Почему? Потому что появились люди, объединенные одной идеей и готовые ради нее пожертвовать всем: чужими жизнями и своими. Вызывают такого человека: «Надо ехать туда …» — «Есть туда!», «Раскулачить!» — «Есть раскулачить!»

— Расстрелять?!

— Есть расстрелять! Сейчас мы эти явления осуждаем. Но вспомним историю человечества: все переломные события несли в себе мощный заряд фанатизма. Христианство, восстания рабов, крестовые походы… Все, что перевертывало мир, держалось на фанатизме.

Прежний комсомол был слепком с большевистской партии. Тот же корчагинский блеск: «сабельный поход и кронштадтский лед». Это 20-50-е годы и чуть позже. А потом… Комсомол первым из политических структур заразился духом коммерции. Дискотеки, строительство, туризм… ВЛКСМ постепенно превратился в «Гермес». А это значит, что нужны новые молодежные организации.

— Какие?

— Возврат к старому комсомолу, конечно, невозможен. Не надо его реанимировать. Как и прежнюю партию. Умер так умер. Сегодня призывы к социализму и коммунизму не привлекут молодых. Может быть, через много лет эти идеи вновь станут для других привлекательны. Может быть. А пока я создавал бы молодежные организации по цехам. Союз студенческой молодежи. Рабочей. Крестьянской. Союз молодой интеллигенции — актеры, писатели, музыканты, художники…

Когда комсомол и партия отошли от цеховых интересов, они растворились организационно. Представьте рядом токаря и композитора. Что между ними общего? Только какие-нибудь идеи, чаще всего — надуманные. Но вот союз творческой молодежи от 18 до 25 лет, у них общее: свобода выражения своих талантов, заботы о том, куда деть созданные ими произведения искусства, на что жить, как преодолеть сопротивление всевозможных бюрократов.

— Но для этого есть профсоюзы.

— Какие профсоюзы? Те, что тащили линию партии? «Школа коммунизма?» Такие профсоюзы уже никому не нужны. Да и для чего они, все эти обкомы, райкомы, теркомы? Путевки выделять? Для этого существуют туристические фирмы. Продукты делить? Квартиры? Машины? Иди и купи, если деньги есть. А нет — заработай. В общем, старый профсоюз тоже умер.

— А какие цели поставить перед будущими цеховыми молодежными организациями? Узковедомственные? Политические?

— Главная цель — нравственное совершенствование. Не буду объяснять, насколько это важно в обстановке всеобщей возведенной иногда в ранг государственной политики аморальщины. К нравственной сфере я бы отнес культуру, духовность, образование, спорт… А на втором месте — профессиональные интересы. Для студентов это стипендия, общежитие, библиотека, дешевая столовая… Что в Москве, то и в Тюмени, — общие интересы.

— А религия? Где ее место?

— В отношении религии я очень осторожен. Не надо никого тянуть в веру. Пришел ты к Богу, веруешь в него — это твой сугубо личный внутренний мир. Поэтому меня иногда поражает то, что сейчас делают с религией. Россия, действительно, как маятник — то в одну сторону, то в другую. Сначала храмы разрушали с дьявольской яростью, потом так же лихорадочно строили новые. А надо ли так спешить? Стоят в Тюмени несколько церквей и молельных домов, и хватит для истинно верующих.

— Как вы относитесь к молодежной прессе? Какова ее роль в создании новых молодежных организаций?

— Плохо отношусь. Я всю жизнь выписывал «Комсомольскую правду» и считал ее лучшей газетой. А она, к сожалению, деградирует, дрейфует в сторону других пошлых изданий. Скабрезные материалы: бандиты, мошенники, наркоманы, проститутки…

— Новые герои?

— Можно и так понять. Потому что ни слова о людях, которые живут своим трудом. У меня студент не мог диплом защитить на тему «Человек труда в прессе». Потому что нет таких материалов. Ни в «Комсомолке», ни в «Правде». Одна «поет и пляшет, как к большей беде», другая ностальгически завывает о прошлом и проклинает настоящее. Ладно, раньше газеты прямолинейно показывали труд. Но ведь страну кормят труженики. Не преступники, не гомосексуалисты, не шушера всякая, о которой взахлеб рассказывают наши печать, радио, телевидение. В этом информационном беспределе каждому молодежному союзу нужна своя газета.

— Как «коллективный пропагандист, агитатор и организатор»?

— Тут Ленину снова надо отдать должное. Печать и другие средства массовой информации во все времена будут стержнем любой политической силы. К чему лукавить.

— С 1989 года, когда комсомол фактически прекратил свое существование, прошло пять лет. Почему за такой срок в России не появилось ни одной заметной или массовой молодежной организации?

— Потому же, почему не возникло ни одной серьезной политической партии.

— Позвольте, но только зарегистрированных партий и движений в стране около трехсот…

— Да что это за партии! Кто их знает? Для того, чтобы создать партию как крепкую, дисциплинированную, авторитетную политическую силу, ее лидерам нужно посвятить всю жизнь: рисковать, страдать, терпеть лишения, недоедать, недосыпать, много бегать… Словом, стать своеобразной закваской, которая поднимет политическое тесто. Пока же все хотят так: иметь дом, дачу, машину, здоровье, деньги и в то же время что-то духовно вершить. За рюмкой коньяка или на очередной презентации какого-либо АО партию не создать.

— Вам не кажется, что при таких критериях организационной политической деятельности мы получим фашистскую или ультрареволюционную экстремистскую организацию?

— То есть?

— Такие политики будут рисковать, пойдут на любые жертвы. Их начнут преследовать, держать в тюрьмах. Не надо объяснять, к чему мы придем.

— Я считаю, что в России фашизм невозможен. Против кого он выступит?

— Да против кого угодно. Фашизм сегодня — в любой яркой упаковке: в националистической, в социальной, в милитаристской, в религиозной…

— Все-таки фашизм больше характерен для Германии. Как коммунизм для России.

— А как же российская фашистская партия, созданная в 30-х годах в зарубежной эмиграции… Более полумиллиона человек, военизированные отряды, молодежные организации, печатные издания, вожди, идеология …

— Против кого они боролись? За что?

— Против большевизма. За единую и неделимую Россию. Но без монархии… Если мало истории, можно назвать примеры посвежее: Москва, неонацисты, скинхеды… На рукавах их униформы стилизованная «а ля рюс» свастика…

— Но я все равно надеюсь, что в такой многонациональной стране, как Россия, фашизм с его идеей сверхчеловека, скажем так, бесперспективен.

— Могу в таком случае угадать ваше отношение к молодежным организациям по национальному признаку…

— Совершенно верно — отрицательное. Создание национальных партий и движений — вот это прямой путь к фашизму.

— И, наконец, конкретный прогноз. Появятся ли в ближайшее время в России авторитетные молодежные организации?

— Трудно сказать. Молодежь сегодня такая: не рисковать, не жертвовать ничем ради других. Я не призываю бегать с саблей и кричать «даешь!» Но нет притягательных программ. Нет лидеров. Ярких личностей. Таких, чтобы, как говорится, «ох!» Не юноша, но и не старец. Сорокалетнего, мудрого, терпеливого и прозорливого человека. Таких пока не видно. Думаю, их еще нет. Или они в младенческом возрасте. Или не родились.

P.S. Со дня этой беседы прошло более шестнадцати лет. И что изменилось? Когда-то в конце 80-х годов прошлого столетия опубликованная в «Тюменской правде» статья писателя Лагунова «Берега гласности» вызвала лавину читательских писем. Может быть, мысли Константина Яковлевича о перспективах партийного строительства и молодежного движения найдут отклик у неравнодушных.

***
фото: Константин Лагунов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта