X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Рогатая сага

Окончание.

Начало в NN 117-128, 130-135.

Чтобы снять Липу в «атакующем режиме», несколько ребят бежали перед ней, а коза спешила следом. Потом ребята падали по сторонам в траву, а Липа по инерции какое-то время мчалась дальше — здесь и включали камеру…

Конечно, кадры с нападением на «викингов» получались в фильме не самыми удачными. Но местами Липа все же хороша, особенно на крупных планах… И, в конце концов, какие к ней могут быть претензии? Она не просилась в артистки! Взяли беднягу из уютной деревенской стайки, привезли в город, заставили заниматься какой-то «джутью» (по выражению Джонни). Так что спасибо за то, что сделала…

Проводили Алису домой с самыми добрыми чувствами. А я даже сочинил про нее песню. Предлагал вставить ее в фильм, но режиссер, конечно, отказался. Мол, имя не соответствует сценарию. Имя, действительно, было не «Липа» и не «Алиса». Я вспомнил, что одно время у моих друзей детства было в ходу ругательное словечко «бзя» или «бзяка». Именно так обзывал наш приятель Толька Иванов соседскую козу, которая однажды загнала его на тополь. Я взял это слово, слегка изменил его, лишил негативной окраски и приклеил к «песенной» козе. Чтобы песня не канула в безвестность, я привожу ее здесь. Мне кажется, она будет логичным завершением этих мемуаров.

Жила средь нас одна коза

С весьма забавной кличкой Бза.

Она снималася в кино,

Где все мы были заодно.

Но вот закончился процесс,

И Бзу отправили мы в лес,

Вернее, на лесной кордон,

Где есть козел по кличке Дон.

У Бзы и Дона, говорят,

Родилось семеро козлят.

У них ни горя, ни слезы,

А мы грустим без нашей Бзы.

Мы ей звоним: «О, наша Бза!

Вернись, пожалуйста, назад!

Хоть на денек оставь козлят,

Они там с папой пошалят.

А у нее такой ответ:

«Я не скажу вам прямо «нет»,

Подумать я готова, но

Начните вновь снимать кино…»

Понятно, что песенка — не шедевр. Но вот хожу, и «мурлыкается» она в голове. Вместе с теми песнями, которые вошли в фильм. Это «Марш викингов», «День рождения капитана» (подарок для Джонни) и финальная песня победивших «овражников».

Кстати, эти мелодии переносят меня в осеннее время. Потому что победные реляции о том, что съемки закончились пятого августа — пропагандистская чушь. Да, было торжественное завершение, была «шапка» (то есть рогатый шлем), куда все желающие бросали скомканные денежки, чтобы набрать денег на финальный банкет. Был и сам банкет (естественно, безалкогольный) в кафе «Ассорти», где наши детки выдули немало шипучих напитков и слопали мороженого… Но за всем этим стояло понимание, что, по правде говоря, съемки не кончены. Оставались так называемые «клипы». Песни, которые «викинги» и «овражники» поют в своих дворах. Этакие концертные номера. Решено было снимать в сентябре. Режиссер в пользу этого варианта приводил множество аргументов: дети разъезжаются отдыхать, операторы заняты другой работой, киногруппа устала и т.д… Но я-то понимал, что дело в другом.

Дело в том, что каждый режиссер велик. Независимо от того, кто он такой — Бондарчук, Феллини, Михалков или Нефед Пилюлькин. Про величие одних знает весь мир, про величие других — только они сами, в своей душе. Но это не мешает им пребывать в уверенности, что со временем их известность обретет достойные масштабы, надо только во всем следовать традициям киноискусства. Одна из таких традиций — та, что летние съемки следует проводить осенью (пусть не все, но хотя бы некоторые). Почему-то особенно это касается детей. К облетевшим березам привязывают зеленые бумажные листики и заставляют мальчиков и девочек в летней одежонке изображать июльскую безмятежность. Вспомните, например, жизнерадостного Буратино (маленького Диму Иосифова), беседующего посреди пруда с черепахой Тортилой! Зрителям невдомек, что на дворе стоял ноябрь и Диму приходилось несколько раз растирать, чтобы согнать с него посинение. А каково было девочкам-лягушатам прыгать с мостика в воду с температурой четыре градуса! Игравшая Тортилу Рина Зеленая, наконец, пригрозила покинуть съемки, если не перестанут «издеваться над детьми»…

Естественно, наш режиссер не мог нарушить традиции. Обладая уже некоторой известностью, он, тем не менее, не хотел рисковать, ибо пренебрежение к традициям грозило нарушить гармоническое развитие карьеры (возможно, я здесь излишне ироничен, однако не могу удержаться).

До бумажных листиков не дошло. Клены были наполовину желтыми, но наполовину еще зелеными. Однако температура далеко не та, что в Крыму, откуда недавно прибыл Илья Дмитриевич… Я пришел во двор на улице Осипенко (тот самый, с «4-D»), где шла запись «Капитанской песни». Был готов выступить в роли Рины Зеленой, если увижу, что дети «синеют». Они, и правда, кутались в пледы, но по команде режиссера бодро выскакивали на открытое место и правдоподобно изображали лето.

— У них горячая кровь, — с удовольствием сказала администратор Наталья Русакова, поглядывая на свою дочку Дашу (то есть Вику) и бесстрашного Джонни в его костюмчике с якорями. Они, усевшись на бревне, трогательно, будто Герда и Кай, кутались в один плед.

Илья Плясухин, не умеющий играть на гитаре, тем не менее, исполнил роль опытного гитариста Сережки Волошина. Он дергал струны и пел, и вместе с ними с летним задором пели братья Дорины и Вика (а благодарный именинник Джонни внимал). Особо стараться не стоило — все равно фонограмма песни была уже записана. Для нее пели другие ребята — юные профессионалы из ишимского детского ансамбля «Робинзоны»…

Так же заранее записали и песню «викингов». А снимали их уже не на улице, а во Дворце пионеров — со всякими там спецэффектами…

«Робинзоны» спели для фильма и заключительную песню. Так здорово, что не верилось, будто поют не «овражники», марширующие на экране, а вот эти мальчишки, которые вместе с руководителем Сергеем Глухих пришли ко мне в гости и смотрят запись на мониторе. Смотрят — и узнают свои голоса у киногероев!

«Робинзоны» побывали у меня в сентябре (кстати, вскоре после гастролей во Франции — во как!). Они зашли поговорить о делах. Не только о «киношных», но и о новой песне, для которой я тоже написал слова.

Здесь мне снова придется отвлечься. Потому что песня эта не имеет отношения к фильму. Хотя… возможно, какое-то имеет, если выстроить цепочку событий и ассоциаций.

Эта песня о севастопольских мальчишках. Я сочинил ее в благодарность друзьям в Севастополе, которые добились для меня у городских властей большой награды — Почетного знака «За заслуги перед городом» (у меня написано о Севастополе несколько книг, он — моя вторая родина). Я не смог сам поехать за наградой, и ее получали оказавшиеся там ребята из «Каравеллы» (в том числе и внук Петька). А не поехал я, потому что надо было «доводить до ума» роман «Тополята». Я порядком затянул работу над ним во время летней киношной суеты. А теперь поднатужился и закончил. И снова убедился: чем дольше сидел над романом о мальчишках-тополятах, тем больше они становились похожими на тех, кто играл в фильме…

Все переплелось прошлым летом и осенью. Казалось, что я сам стал мальчишкой, и что вокруг меня — и герои фильма, и юные матросы, и штурманы флотилии, и севастопольские пацаны, и маленькие «тополята» из новой книги. Как в песне, на слова которой «Робинзоны» написали музыку:

Кажется, я сделался моложе

И бегу на берег вместе с вами,

Мальчики с коричневою кожей,

С белыми от солнца головами…

«Робинзоны» обещали, что на своих концертах будут исполнять эту песню вместе с песнями из фильма…

И «настоящую», то есть сочиненную именно мною, Песню отважных викингов споют тоже. Говорят, что она им нравится больше той, что в фильме. Вот так-то…

А я, когда стану слушать их песни, смотреть на мониторе наше кино, снова вернусь в лето, в детство, в нашу сказку…

Закончить эти «исторические записки» сразу никак не удается. Фильм не доведен до финала, кадров с «атакующей козой» мало, и официального просмотра не было. Но хочется сказать еще несколько слов.

Чего все мы добивались (и во многом добились) этим фильмом?

Доказали, что есть на свете бескорыстие, есть добрые и дружные люди, есть умение работать без денег (не все же разделяют позиции режиссера).

Увидели, что живут среди нас замечательные дети, которые (вопреки расхожему мнению), как и в прежние времена, умеют дружить, читают хорошие книги, способны увлекаться общими делами и побеждать трудности.

Думаю, что «Викинги», при всех их минусах, доставят радость не одной тысяче зрителей ребячьего возраста (не все ведь любят лишь «Человека-паука» и «Бэтмена»).

А еще — мы написали в своей жизни страницу, которая не менее интересна, чем поездка на заграничный курорт или благостное сидение на даче. Это важно и для взрослых, и, главным образом, для ребят. Особенно, когда они вспомнят, что летом 2010 впервые был в Тюмени снят художественный фильм. Их стараниями…

***
фото: Владислав Крапивин и Женя Олещук во время съемок;Алиса-Липа в «атакующем режиме».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта