Школа должна дарить радость знания
Сентябрь не за горами, и родители потихоньку собирают маленьких школьников в первый класс.
Но предвкушение новенького ранца, бантов и первого звонка отчасти омрачает чувство неизвестности — в этом году все школы России переходят на новый стандарт начального общего образования.
Мы попросили сотрудников Тюменского областного государственного института развития регионального образования объяснить доступным языком: как же все-таки будут заниматься малыши с первого сентября и что должны сделать родители, чтобы помочь им соответствовать новым требованиям школы?
— Если раньше единственной ведущей фигурой был учитель, — объясняет доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО Надежда Гололобова, — то теперь ученик становится равноправным участником происходящего на уроке. Фигурально выражаясь, он перестает быть объектом и становится субъектом. Задача преподавателя: не просто выдать детям положенное количество информации, а показать, каким образом ученик может самостоятельно добыть знания. Это известный принцип «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, но научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда».
— В 2010-2011 учебном году в Тюмени новую систему испытывали в нескольких образовательных учреждениях (гимназия N 12, лицеи N 81 и N 34, школа N 92), — поддерживает разговор заведующая кафедрой Елена Менчинская. — И от родителей учеников мы часто слышали: «Почему учитель перестал учить детей? Все: сделай сам, да сделай сам!»
Дело в том, что в рамках новой системы начального образования используется технология «проблемного обучения» («проблемного» потому, что оно ставит перед учеником проблему, которую тот должен решить). На таких уроках ребенок сам наблюдает, сам анализирует, сам делает выводы — а значит, и получившееся новое знание становится его собственным достоянием. Этот материал ученик уже не забудет, в отличие от того, который его заставили вызубрить.
Количество информации в современном мире увеличивается год от года. Какие же усилия нужно приложить ребенку, чтобы механически запомнить этот гигантский объем? А в процессе самостоятельного получения знания ученик не заучивает факты, а логически к ним приходит, что позволяет значительно меньше уставать.
Также коренным образом меняется сама структура урока. В начале занятия учитель спрашивает детей: «А вы хотите об этом узнать? А что вы уже знаете по этой теме? А достаточно ли мы все об этом знаем?» Чтобы ответить на последний вопрос, преподаватель предлагает ученикам выполнить задание. И тут каждый ребенок осознает: у него недостаточно знаний, чтобы решить эту задачу. Тогда у него появляется желание узнать больше, научиться!
В дальнейшей, большей, части урока, собственно, и происходит познавательная деятельность. Это могут быть, например, групповые формы работы, в ходе которых дети объединяются по два-четыре человека и решают какую-то проблему. Тогда даже самый застенчивый ребенок хоть слово да скажет. Потихоньку он начнет высказывать свои мысли в узком кругу сверстников, а со временем сможет представить мнение всей группы.
Сейчас очень важно умение сформулировать мысль и высказать свою точку зрения. Современный урок без этого невозможен.
На последнем этапе занятия школьник учится самостоятельно оценивать свои достижения: «Чему я сегодня научился, что приобрел?» Оценивает свою работу на уроке и новый уровень знаний.
— Конечно, подобная система не типична для нашей школы с ее прежним постулатом «Будь, как все». Поэтому подготовку дошкольника к новому этапу жизни родителям нужно начинать как можно раньше, — объясняет Надежда Гололобова. — У меня самой ребенок этой осенью первый раз идет в школу, и мы к этому событию готовились несколько лет.
Очень важно психологическое состояние ребенка. Необходимо, чтобы у него было положительное отношение к учебе, умение радоваться новым знаниям. А для этого не отмахивайтесь от малыша, когда он изводит вас бесконечными «почему?» Имейте терпение ответить, иначе природное детское любопытство может превратиться в совершенно равнодушное отношение к новому. Старайтесь и сами задавать вопросы сыну или дочери. Вопросы продуктивные, заставляющие размышлять, рассуждать и прогнозировать: «Ты посмотрел мультик, а в чем его главная мысль?», «А что было бы, если бы Красная Шапочка послушалась маму и не стала разговаривать с Волком?»
Конечно, времени на общение у родителей в наши дни не много, но пяти-десяти минут таких бесед в день достаточно, чтобы сформировать у дошкольника способность к мыслительным процессам.
Не менее важна социализация личности ребенка: усвоение норм и правил поведения. Как можно чаще гуляйте вместе и старайтесь бывать в разных местах. Это поможет расширить кругозор ребенка, его жизненный опыт, на который он потом сможет опираться на уроках в школе. Учитель в классе непременно будет спрашивать у ребят: «А что вы уже знаете о нашей сегодняшней теме? Что вы о ней слышали?» Имея больший жизненный опыт, ваш ребенок почувствует себя увереннее, и адаптационный период для него пройдет намного легче.
Еще одна, очень важная и очень сложная для родителей вещь — учитесь уважать своего ребенка! В школе отношение к ученику теперь меняется, он — личность, равноправный участник учебного процесса. Нужно стараться не нависать над ним: «я главный», а встать рядом, принять равноправное партнерство.
За психологической подготовкой не стоит забывать и про подготовку бытовую. У дошкольников основная деятельность — игровая. В школе же начнется учебный процесс. Ребенок внезапно обнаруживает, что должен по звонку садиться за парту, по звонку вставать. Мы, например, играли в «школу». Ведь что такое школа? Это определенные элементы режима. Смоделировать их дома несложно. Например, заведите правило в одно и то же время просить дошкольника сесть за стол и что-то нарисовать, разукрасить или слепить. Пусть это занимает всего 10-15 минут. Также важно развитие мелкой моторики. Необязательно учить малыша писать, просто давайте ему ручки, грифели и фломастеры. Он должен научиться правильно держать в руках разные пишущие принадлежности, ведь даже рифленый и гладкий карандаш мы держим в руках чуть-чуть иначе. Также полезны пазлы.
… А тем, кто отправляет ребенка в первый класс этой осенью и времени на серьезную подготовку уже не имеет, мои собеседницы из ТОГИРРО советуют следующее: не бойтесь сами и не пугайте своего «дошколенка»! Нужно мотивировать его: «Тебе в школе будет интересно!»
Расскажите что-нибудь веселое из своего детства, покажите какие-нибудь мультфильмы о школьниках или прочтите книжку. Пусть у завтрашнего первоклассника будет праздничный настрой. Займитесь с ним приятными вещами, покупкой того же ранца и канцелярских принадлежностей. И пусть он в этом участвует, сам выберет тетрадь, в которой ему будет хотеться что-то написать. Тогда он будет готов окунуться в атмосферу радости от получения знаний.