Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…
— Электропоезд следованием Вагай — Тюмень прибывает ко второй платформе, второму пути. С этих слов начинается наше путешествие на вечерней воскресной электричке от станции Ялуторовск.
Толпа людей, с которыми мы проведем бок о бок следующие два часа, смело ступает по рельсам, кто-то переносит на руках детей, тащит через пути тяжелые баулы.
Электричка еще не показалась на горизонте, но перрон уже шумит и смеется. Сразу вспоминается детство — как родители бережно отводили меня от края платформы и поднимали на руках в вагон. И я, так же как в детстве, аккуратно выглядываю с перрона на пути: когда же покажутся огоньки нашей электрички в раскаленном воздухе?
Возвращается и чувство какого-то необъяснимого азарта. Каждый из стоящих на этом узеньком тесном пространстве желает залезть в вагон первым и сесть возле окошка. Ну, или хотя бы просто сесть куда-нибудь, а не стоять в проходе.
История одного вагона
Четыре вагона медленно тянутся к перрону… Люди прижимаются друг к другу и превращаются в одно целое.
— Вы хоть нас пропустите! — кричат выходящие из открытых дверей электропоезда.
Их, прибывших в Ялуторовск, почти никто не слышит. Хотя вагоны пусты, и можно не торопиться. Но это необъяснимое чувство — скорей — скорей! — побеждает и рассудок, и воспитанность. Желание поскорее вскарабкаться по крутым ступеням в электричку осталось в нас еще с незапамятных времен, когда единственным способом передвижения были две электрички — утренняя и вечерняя. Сейчас выбор транспорта гораздо более привлекателен: из Ялуторовска можно уехать практически каждые два часа. Однако самые полные составы, как и прежде, отбывают ранним утром и поздним вечером. Ни свет ни заря горожане выезжают на работу в Тюмень, а вечером в вагоны набиваются дачники.
— Это еще ничего! Вот в сентябре студенты начнут кататься каждые выходные, — смеется пенсионерка Наталья Ивановна.
Она едет из Заводоуковска к дочери. Последние годы старается делать это как можно реже: здоровье уже не то, силы в руках мало, чтобы расталкивать самых наглых пассажиров. У нее в руках маленькая растрепанная газетка «Заводоуковские вести». Пресса спасает людей от скуки и жары. Когда уже все прочитано, можно использовать газету как веер.
Жара зависает в воздухе, когда электропоезд стоит без движения. Как только машинист наберет скорость, по салону загуляет прохладный ветерок.
— Миша, не высовывай голову! Кому говорю! — кричит молодая мама непослушному мальчику.
Но это так интересно! За окном мелькают маленькие домишки, бескрайние поля. Хотя, пассажиры этой электрички привыкли к пейзажам (наверное, они им даже порядком надоели) и потому читают книги, спят, прислонив голову к стеклу, или к плечу рядом сидящего человека. Совсем недавно эти люди давились у входа и не щадили ближнего — а теперь спят друг у дружки на плече, находят общие темы для разговора и даже угощают яблоками.
— Берите, конечно! Вот эти красные — самые вкусные, — улыбается нам молодая девушка.
Она возвращается домой с дачи. Рядом на поводке — маленькая собачонка, на которую, по нынешним правилам, тоже нужно покупать билет, в противном случае охранники высадят на ближайшей остановке. По крайней мере, так они пугают всех безбилетников.
— Я не буду платить, — заявляет пенсионерка, которая заняла не только место на лавке, но и весь проход большими сумками.
— Как не будете?
— Так. Я никогда не платила и не собираюсь, — проворчала женщина и отвернулась к окну.
Кондуктор Людмила не спорит и проходит дальше. Такие прецеденты случаются редко, но портят настроение не только служебному персоналу, но и всему вагону. Бабушку высаживать не стали.
— Потом наслушаешься от нее «ласковых» слов. Всех пассажиров распугает, — вздыхает кондуктор.
У электрички есть душа? Итак, мы на полпути к Тюмени. Дачники уже заполонили вагон, некоторые уселись прямо в душном тамбуре. Самые опытные путешественники устраиваются на маленькие раскладные стульчики.
— Садитесь сюда — здесь самое удобное место, — приглашает меня дачник Виктор.
Сегодня у него много сумок, и в салон проходить нет смысла. Он уселся на ступеньках в тамбуре и облокотился на мешок яблок.
— Электричка новая, тамбур просторный! Что нам, старым, жаловаться. У меня проезд бесплатный, я больше двадцати лет проработал слесарем на пригородных электричках, — улыбается Виктор.
Теперь поезд для него — не место работы, а обычный транспорт. Больше десяти лет ездит до дачи. Говорит, что скучает по работе… За это время ему совсем не надоели усыпляющий стук колес и вид из окна.
— Смотрите, сейчас будем проезжать реку по мосту! Колеса стучат совсем по-другому, — говорит Виктор.
И это действительно так: вагон слегка покачивается и звучит громче. Забавно, что духота и неприятные запахи тамбура остаются где-то позади. И я вдруг понимаю, что есть в этой тесной и пыльной электричке какая-то романтика и душа.
Но вдруг громкий женский голос возвращает меня к действительности. Женщина в синем фартуке протискивается через тесные ряды:
— Пирожки жареные, лимонад, пиво!
Люди оживляются, откладывают в сторону неразгаданные до конца сканворды, ищут деньги. Продавщица виртуозно держится на ногах, достает выпечку и воду. Следом за ней в вагон проходит ее молодая помощница. Съедобный товар в электричке пользуется спросом: со всех сторон пассажиры спрашивают цены.
— Сколько тут езжу, она торгует. Вот уже дочь подросла. Женщина с характером, — вздыхает Виктор.
А салон постепенно наполняется ароматами жареных пирогов и сладкой воды. Шумные разговоры сливаются в гул, от усталости начинают кричать дети, собаки задыхаются от жары.
Как же хорошо сейчас машинисту, думаю я. Он сидит в кабине и ничего этого не видит и не слышит. Но у него другие заботы. Самая главная — доставить пассажиров до места в целости и сохранности.
— Сколько людей сидит в поезде, не имеет значения. Наш путь всегда одинаковый, — смеется машинист Александр.
На его панели огромное количество разных кнопок и лампочек. Педаль на полу издает громкий сигнал приветствия для встречных поездов. Так машинист и его помощники сообщают друг другу, что они не уснули, и с поездом все в порядке.
И это самое главное — мы прибываем на станцию Тюмень вовремя. Медленно выходим из поезда. А машинистам еще нужно заполнить документы. Через день им снова собираться в путь.
***
фото: воскресная толкучка;все спешат в Тюмень;детям не сидится;помощник машиниста Владимир Александрович