Завод с ГРОМким именем
С какой даты начинать отсчет своей истории, на предприятии по производству геологоразведочного оборудования и машин точно не знают. Ведь у завода большая предыстория. Со счетов ее не сбросишь, но и только своей не назовешь.
По словам старожилов, на месте нынешних цехов вначале были механические мастерские, которые позже стали базой, а затем и центральным бюро производственного обслуживания «Главтюменьгеологии» (тогда в Тюмени работало несколько десятков подчиненных ему предприятий в разных сферах деятельности — машиностроении, торговле, строительстве, на флоте). Производственные мощности ЦБПо нарастали, и всем здесь работавшим будущее предприятия, как и самой геологоразведки, казалось светлым и безоблачным.
Но в конце прошлого столетия все круто изменилось. Некогда могущественное министерство геологии, а вместе с ним и главк, как с обидой говорят геологи, «угробили» — расформировали и отдали в подчинение другому министерству. А зачем минэкологии такая обуза? Экологи к разработке недр относились совсем по-другому. Смешение «грешного с праведным» положительного результата не дало. Только потянулись к базам, работавшим на геологоразведку, руки новых столичных предпринимателей. Промышленностью где-то в глубинке они не планировали заниматься, а вот земля, здания и производственные площади их привлекали.
Тогда трудовой коллектив решил спасаться по-своему — создать акционерное общество. Назвали предприятие «ГРОМ» — завод по производству геологоразведочного оборудования и машин.
Несмотря на трудности рыночных реформ, которые особенно тяжело переносит машиностроительная отрасль, заводу за последние годы удалось не только сохранить потенциал, но и увеличить объем, номенклатуру продукции и географию поставок. Его главными потребителями являются «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть». Завод входит в областную ассоциацию машиностроителей (с 2010 года в ней 22 предприятия).
Сейчас действуют три основных цеха (механический, сварочный и по ремонту бурового оборудования), а также вспомогательные участки: экспериментально-инструментальный, механо-энергетический и транспортный. Есть и автономная котельная, полностью обеспечивающая теплом.
В июле в рамках реализации целевой программы «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области» специальная комиссия департамента инвестиционной политики утвердила «ГРОМ» кандидатом на получение государственной поддержки для возмещения части затрат по лизинговым платежам. Завод оформил заявку на новейшие обрабатывающие центры с числовым программным управлением. Оборудование уже поступило.
Современные станки с ЧПУ, конечно, — и гордость, и надежда. Они, по словам Николая Мелентьева, заместителя директора предприятия, решают сразу несколько проблем. Во-первых, резко повышают производительность труда и качество обработки деталей, а во-вторых, снижают так называемый «человеческий фактор». Если станок с ЧПУ запрограммирован грамотно, то работать на нем может и начинающий оператор. Ведь рабочие с высокой квалификацией на всех машиностроительных предприятиях — самый большой дефицит. Старых кадров осталось мало, а молодежь идет неохотно.
Но на предприятии трудятся люди, которые вполне могут посоревноваться с новой техникой если не в скорости, то в качестве обработки деталей. Например, слесарь высшего, шестого, разряда Владимир Букреев. Он тут уже лет двадцать. Пришел на предприятие из… ЛТП (точнее, из производственных мастерских, где лечили трудотерапией алкоголиков). Устроился туда временно после армии, а проработал почти два десятка лет, прошел путь от бригадира до начальника цеха. Интересно, говорит, там было, «такие спецы к нам попадали, каких сейчас не сыщешь». В 80-х годах объявили перестройку и антиалкогольную компанию, а ЛТП ликвидировали. Букреев пришел на завод главным технологом, но «сидеть в конторе и перебирать бумажки» надоело. Попросился на живую работу — вначале в сварочный, а потом в механический цех.
«Тех, кому за 40», на заводе, как и на многих подобных, — большинство. Но есть и талантливая молодежь. Например, бригадир сварочного цеха Борис Хаметов не нарадуется на молодого сварщика Павла Моторина. Недавно, говорит, пришел парень на завод, после армии, а руки у него — золотые. И трудолюбия не занимать. Его наставник Геннадий Дубровин рассказывает, что первое время молодой сварщик даже на обед не ходил, брал обрезки металла и набивал руку.
«Ручники» обычно тяжело переучиваются на автоматическую сварку, но Павел все схватывает на лету.
Соревнования, как в советские годы, того, что стимулировало производительность труда, сейчас не существует. Но на «ГРОМе» лучшим доплачивают за выработку, сложность и мастерство. А у некоторых рабочих есть и свое клеймо качества.
***
фото: Надежда сварочного цеха предприятия — сварщик Павел Моторин;Слесарь Владимир Букреев регулирует обработку детали на сверловочном станке.;Слесарь Сергей Грачев обсуждает с бригадиром сварочного цеха Борисом Хаметовым подготовку детали для работы на гибочном станке