X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Старое-новое тюменское депо

Сезон отпусков еще в разгаре: люди едут к морю, возвращаются домой… Кто и как отвечает за нашу безопасность на железной дороге? За то, чтобы поезд без происшествий доставил пассажиров до места назначения?

Вот мы и отправились в локомотивное депо станции Тюмень.

Кажется, что в депо причудливо перемешались все времена. Старые цеха веерного депо напоминают о периоде становления депо — начале XX века, оформленные доски почета, плакаты и лозунги -о советской власти, а большие новые тепловозы, такие, как красная махина, только что привезенная с завода на расконсервацию, — это сегодняшний день депо.

Мы проходим по шумным цехам с машинистом-инструктором Андреем Геде. И раз уж сначала заговорили о времени и истории, стоит напомнить, что наше депо было первым в Северном Зауралье — оно построено в 1887 году. Маленькая станция Тюмень в то время была последней, тупиковой на железной дороге. Дальше поезда не ходили. Лишь в 1910 началось строительство дороги на Омск. Одновременно шло сооружение нового веерного депо в Тюмени.

Галина Безбородова

Веерное — потому что цеха располагались полукругом, и паровозы подъезжали к ним через поворотный круг. На смену паровым давно пришли тепловые и электродвигатели, но здание до сих пор используют для ремонта маневровых тепловозов. Хотя оснащение внутри, конечно, поменяли.

А вот и открытый цех, где пассажирские тепловозы проходят техобслуживание перед рейсом. Одновременно на ремонтных ямах две огромные машины. Осмотр и подготовка каждой к рейсу длится 50 минут- проверяют уровень масла, тормозные колодки, исправность электрических цепей… Этим занимается целая бригада машинистов, экипировщиков, слесарей-ходовиков (последние дотошно смотрят колесные пары, буксы и другие детали ходовой части).

Руководит работой мастер цеха Сергей Свистунов. Мы знакомимся, стараясь перекричать шум механизмов. Рабочие к этим звукам давно привыкли, а у меня в ушах настоящая какофония. Свистунов работает на станции Тюмень уже 31 год. Начинал помощником, потом машинистом…

— Мне все интересно было попробовать. Это работа, на которой никогда не соскучишься! Техника совершенствуется, и приходится учиться чему-то новому. Сейчас тепловозы идут, напичканные электроникой. Надо очень много знать! — говорит мастер.

У Сергея Ивановича двое детей, сын учится в нефтегазовом университете и дело отца продолжать не планирует. Мастер говорит, что сейчас вообще становится мало трудовых династий. Но опытному железнодорожнику есть кому передать свои знания. В депо работает много молодых людей. Например, трудовой стаж слесаря Игоря Билки всего восемь месяцев — он устроился сюда сразу после армии. Свистунов говорит, что парень толковый. Здесь вообще сложно халтурить — слишком велика ответственность.

— Люди привыкли работать в команде. Каждый подстрахует товарища, если видит, что что-то не так. Потому что за ошибку одного человека придется отвечать всем, — говорит Сергей Иванович.

Галина Безбородова

Может, поэтому бригада выглядит такой дружной. Экипировщицу Зою Хазиеву мужчины в шутку называют «местной королевой бензоколонки». Она заправляет тепловозы топливом, водой и песком.

— Только коньков тебе не хватает. Бери, и вперед! — шутит машинист Сергей Гаврилей, вспоминая старый фильм.

— Ну, как с ними не улыбаться! — охает Зоя, махнув рукой слесарям и машинисту.

Шутки шутками, а в сутки здесь успевают провести техосмотр пятнадцати тепловозов.

Машина, которая отправляется с ямы на пути-отстойники — ждать своего рейса, два раза останавливается, проверяя тормозную систему, и только потом выходит в путь.

Галина Безбородова

… Кроме предрейсовых техосмотров, в депо проводят планово-предупредительные ремонты. Накатал тепловоз 18 тысяч километров — пожалуйста в закрытые цеха! А с 2000-го года действует цех диагностики и неразрушающего контроля. Он оснащен по последнему слову техники — установками для контроля подшипниковых узлов тяговых электродвигателей и букс, дефектоскопами для контроля тепловозных узлов. Дефектоскопы определяют мельчайшую трещину, которая глазу незаметна.

Но все-таки даже самая современная техника — это лишь помощник человека (в локомотивном депо работают около двух тысяч тюменцев), от знаний, внимания и ответственности которого все, в конечном счете, и зависит.

***
фото: В веерном депо;Мастер Сергей Свистунов;Машинист Сергей Гаврилей;Тепловоз на предрейсовом техосмотре

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта