Дегустация ганского бокса
Вечером в четверг в Тюменском цирке повсюду слышалась иностранная речь: некоторые переговаривались между собой на гортанных кавказских наречиях, другие общались на английском языке. А совсем продвинутые полиглоты могли бы различить в этом многоголосье даже диалоги на суахили (официальном языке Кении), французском и тайском языках…
В международном турнир по тайскому боксу приняли участие спортсмены из России (они представляли наш город, Омск и Кемерово), Франции и Таиланда. Также на ринг поднимался спортсмен из Кении — правда, вне конкурса: он сошелся с тюменцем Никосом Самедовым в классическом боксерском поединке.
Казалось бы, впору было искать для спортсменов переводчика, чтобы они могли без проблем объясниться друг с другом. Однако этого не потребовалось: до начала боев российские и иностранные атлеты предпочитали держаться по разным раздевалкам (точнее, по разным коридорам циркового закулисья), чтобы поддержать дух соперничества. Да и на ринге переводчик им не пригодился. Больше того, попытайся он вклиниться во время боя, его просто-напросто могли бы… покалечить. Тут и рефери-то еле-еле успевал уворачиваться от ударов, которыми боксеры щедро осыпали друг друга. Формула боев разрешала активно применять в нападении локти и колени.
Длительность поединка — пять раундов по три минуты. Правда, когда на ринг вышла первая пара (тюменец Руслан Бердыев и таец Дэнкси Титипонг), зрители уже заподозрили, что только пятнадцатью минутами пребывание спортсменов под ярким светом софитов точно не обойдется. Один ритуальный танец, который боксеры исполняют перед началом поединка, чего стоит! А ведь еще нужно поприветствовать своего учителя (читай, тренера), соперника, болельщиков, пройти ринг по кругу, прислонившись лбом к каждому из четырех углов. Да — все это неотъемлемые детали тайского бокса. Правильно он, кстати, называется муай-тай. Я подстраховалась и нашла, на всякий случай, переводчика — одного из секундантов. Он-то и рассказал, что когда рефери кричит «йуд!» — это значит «стоп!» «Йек!» — то же, что и «брэк» (чтобы спортсмены, нарушившие правила ведения боя, отступили друг от друга на шаг).
И про танец рассказал, который называется рам-муай и может длиться по времени сколь угодно долго — на усмотрение самого спортсмена. Руслан Бердыев исполнил его очень красиво, но быстро, а его соперник Титипонг явно не торопился приступать к бою, кружась под музыку. Кое-кто из зрителей начал даже подшучивать из зала, на что тайские тренеры строго качали головой. Традиции есть традиции! И нарушать их нельзя. К тому же, получилось так, что Дэнкси Титипонг решил компенсировать потраченное на танец время своей капитуляцией на первой же минуте первого раунда.
Многие болельщики, которые только-только приготовились к эффектному зрелищу битвы, не успели даже ничего понять. Руслан крутанулся на месте, и вот уже таец летит через голову к канатам. Медики, дежурившие у ринга, первыми поняли, что без чужой помощи спортсмену после подобного удара не подняться. Они бросились на подмогу — вместе с тренерами, рефери и победителем этого короткого поединка.
— Нет, я, конечно, планировал, что именно этим ударом сражу своего противника, — поделился позже, в раздевалке, Руслан Бердыев. — Но как-то не думал, что все случится так быстро. Так уж вышло, что подходящий момент подвернулся прямо в первом раунде.
— Такой эффектный поединок нужно было поставить в конце турнира — под занавес, — переговаривались зрители в зале.
Но даже при отличной подготовке спортсменов предугадать исход поединка почти невозможно. Вот и не угадаешь, когда случится самое интересное.
Следующими на ринг пригласили тайца Инфинити Чалермдета и кемеровского боксера Алексея Ульянова. И тут тоже случилась небольшая заминка: тайского спортсмена пришлось ждать из-за кулис довольно долго. Ведущему представилась отличная возможность попрактиковаться в произношении сложного имени. Зато потом Чалермдет от души наградил публику за долгое ожидание — выскочил из-за тяжелых штор в костюме ниндзя (видимо, его долго пришлось надевать). И на ринге, в отличие от своего соотечественника, задержался надолго — на все пять раундов. Борьба была почти на равных, но с небольшим перевесом в сторону сибиряка. В результате судьи отдали свое предпочтение Алексею Ульянову.
Третьей парой стали француз Иссам Рекхи и Станислав Попов, выступающий за Тюмень. Пока спортсмены били друг друга на ринге, за ними со стороны внимательно наблюдал. Станислав Попов. Те, кто перед турниром не заглянул в программку соревнований, могли подумать именно так. На самом же деле за Стаса в этот момент переживал и болел его брат-близнец Владислав.
Вот, наверное, необычно — смотреть на ринг и видеть там родного человека, так похожего на тебя самого.
— Мы к этому привыкли, — говорит Владислав. — Все-таки с восьми лет вместе тренируемся.
— А ни разу не пробовали… подменять друг друга на соревнованиях? — спрашиваю у боксера.
— Нет, мы честные спортсмены, — чуть шутливо насупился Владислав.
И, добавлю, очень сильные бойцы. Судьи отдали победу Станиславу Попову. По его стопам пошел и брат — он одолел француза Чейка Сидибэ.
Вышло так, что четыре победы этого турнира достались хозяевам ринга. Может, чтобы гостям не было совсем уж обидно, омский спортсмен Марсель Аджиниязов завершил вничью бой с соперником из Таиланда Чутимантом Маниджаком.
Ах, да — классические боксеры, тюменец и кениец, выступавшие в самом начале турнира, тоже укрепили межнациональные отношения ничьей.
***
фото: Бой Владислава Попова и Чейка Сидибе;У тайца Дэнкси Титипонга — нокаут, у Руслана Бердыева — победа;Третий раунд;Омич Марсель Аджиниязов наносит удар тайцу Чутиманту Маниджаку