Транспортные пути неисповедимы?
Реорганизация системы общественного транспорта очень многим тюменцам, похоже, не понравилась.
В другие времена, чтобы достучаться до власти, выразить свое неудовольствие и возмущение, «простые люди» схватились бы за булыжники, стучали бы касками или кастрюлями о мостовую или вышли бы с флагами и транспарантами. Сегодня, в век интернет-технологий, выражать бурные эмоции можно не выходя из дома, не вставая с любимого кресла. Зашел на сайт — и говори, не стесняясь, все как есть.
За первые дни транспортных нововведений количество обращений к сайту городской администрации перекрыло, наверно, полугодовую норму. С момента, когда разместили информацию об изменениях в движении автобусов, и по 14 сентября таких посещений было более 17 тысяч! Конечно, не каждый виртуальный гость оставлял свой отклик по поводу новой системы работы общественного транспорта — кому-то оказалось достаточно прочитанной информации. Но зато те, кто решил высказаться, категоричны.
Вот какие мысли и чувства навеяли первые дни транспортной «революции сверху».
12 сентября. «Второй день для многих жителей МЖК утро не является добрым. Живу здесь больше 10 лет, но таких очередей на остановке не видела. Если не можете пустить большой автобус, то не забирайте то, что есть» (Ирина).
«Маршрутки не ходят. Их нет! На остановке с утра стоят человек 70100. Делаете из людей животных, которые готовы разодрать друг друга, чтобы попасть на маршрутку?» (Анастасия).
«Хочется грамотного управления, а получается как всегда…» (Мария).
«Нет ли у администрации желания персональные машины в маршрутки переоборудовать? Почему снимают транспорт с тех маршрутов, которые нужны как воздух?» (Александр Васильевич).
«Почему убрали наш автобус? Наша остановка теперь одно … разорение и нервы…» (Ольга Валерьевна).
«Нужны большие автобусы. Представьте, как залезть в маршрутку с сумками из магазина, с гитарой или попытаться провезти лыжи, санки, коньки. А вы подумали о беременных и матерях с детьми? Как им ездить?» (Ирина).
«Крайне отрицательно отношусь к оптимизации транспортных потоков в городе» (Виктор Л.).
«Передаю администрации свое негодование по поводу крайне непродуманных действий по смене маршрутов. Простояли 50 минут на остановке и поехали в школу на такси» (Игорь).
«Невозможно уехать на работу. Такого не было даже в самые худшие времена. Требуем разобраться в сложившейся ситуации!» (Анна).
Накал страстей и в реальности, и в виртуальном пространстве не снизился и 13 сентября.
«Почему в городе вдруг возник жуткий дефицит транспорта?» (Алексей).
«Пустите большие автобусы, чтобы люди могли доехать по-человечески» (Наталья).
«Ни качество, ни доступность транспортных услуг ни на йоту не повысились, напротив, понизились… Большая часть изменений крайне нерациональна» (Артем).
14 сентября тон обращений несколько поутих, недовольных стало меньше, появилось больше конкретных наблюдений.
«Маршрут 91. «Газель» едет полная, уехать удается не всем, люди стоят в три погибели». (Ольга М.).
«Прошу вернуть автобус N 38, сделать движение чаще и по расписанию. Маршрутки не вмещают необходимое количество людей. Опаздываем на работу. Друг на друге сидим. Это издевательство» (Елена).
«Сколько урезали автобусов на 17-м маршруте? Очень много людей стоит на остановках. Автобус приезжает до невозможности переполненный. Просьба вернуть все, как было!» (Наталья).
… Но возможно ли вернуть все на круги своя? Конечно, в департаменте по транспорту обещали, что внесут необходимые коррективы. Но насколько это реально? Ведь маршрутные перестановки являлись частью технического задания, которое закреплено в договоре и после подписания является обязательным к исполнению с точностью до запятой. Так требует федеральный закон N 94. Плох он или хорош, но это закон.
Обе стороны (и администрация, и транспортники), подписав конкурсную документацию, зажали себя в жесткие рамки.
Возможно, то же самое прокрустово ложе закона потребовало от разработчиков новой транспортной системы не столько учитывать мнения горожан, сколько строить прогнозы в цифрах, опираясь на такие сухие показатели, как пассажиропоток, выручка, окупаемость, рентабельность. Сами по себе они не плохи и не хороши, учитывать их необходимо, но если в начальной точке отсчета (например, в полученных статистических данных) закралась малейшая ошибка — все экономические расчеты полетят в тартарары. Особенно это касается такой болезненной социальной сферы, как транспортные перевозки. Здесь необходимо учитывать не только данные на сегодняшний день, но и на перспективу.
Опираться разработчикам приходилось на выводы, сделанные Московским научно-технологическим и проектным институтом транспортной инфраструктуры в 2009 году. Его специалисты составили для Тюмени программу развития транспортно-дорожного комплекса до 2015 года с прогнозом до 2020-го. Но теоретические рекомендации можно применять по-разному. И что-то на этом стыке не сложилось. Цифры сошлись — но на бумаге, а не в реальности.
В реальности же стройные выкладки превратились, как пишут тюменцы, «в полный аут».
— Мы собственными руками создаем себе проблему, а потом героически ее решаем, — так охарактеризовал ситуацию в целом глава администрации города Александр Моор.
Весь обрушившийся на город комплекс транспортных проблем теперь приходится решать в ручном режиме, оспаривая математическую истину, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. В тюменском случае — меняется, хотя и трудно. Напряженность на остановках понемногу падает.
Но, высказывают свое мнение жители Тюмени, изначально все надо было делать не так. Построить новую транспортную сеть — не дом отремонтировать. В строительной сфере достаточно составить смету и четко ей следовать, в транспортной — так не получится. Тюменцы считают, что правильнее было бы, прежде чем «ломать до основанья», провести, например, публичные слушания. Тогда не надо было бы гражданам писать обращения к губернатору, премьер-министру и президенту России с просьбой во всем разобраться.
Или, как минимум, можно было вынести вопрос на обсуждение городской Думы (правда, летом депутаты были в отпусках). Не поздно ли сделать это сейчас? И что это даст?
Возможно, ситуация и сама наладится. К ней привыкнут водители, кондукторы, пассажиры. Научатся жить и работать в новых условиях. Человек, говорят, ко всему привыкает. Главное — чтобы не стало хуже.
***
фото: На столбе – новое расписание движения автобусов.