X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Воздушный шар театра кукол, или Пластика коротышек

Прекрасно солнечное утро в Цветочном городе!

Свисает с лозы симпатичный огурец с блестящим от росы бочком. Белеют пушистыми головками огромные одуванчики — дунуть бы на них, посмотреть, как полетят семена. Просыпается кукольный дом — не то чайник, не то кофейник с носиком-трансформером. И все вдруг оживает, начинает бегать и разговаривать.

Механики Винтик и Шпунтик деловито таскают туда-сюда гигантский кипятильник. Пончик никак не может остаться наедине с любимым лакомством, в честь которого его прозвали. Доктор Пилюлькин порывается лечить всех микстурами. Знайка придумывает воздушный шар, а Незнайка ссорится с лучшим другом Гунькой… Конечно, чего еще от этого веселого шалопая в широкополой шляпе ждать?

Так начинается замечательный новый спектакль тюменского театра кукол «Приключения Незнайки и его друзей».

Галя Безбородова

За ширмой, старясь не сталкиваться, бегают актеры, одетые в черное — чтобы зрители их ни при каких условиях не заметили. Все внимание — на декорации и кукол, которых придумал главный художник театра Сергей Перепелкин.

Интересно: актеры и самые главные действующие лица в кукольном спектакле и… самые неглавные, их ведь не видно! Маленькие зрители в финале спектакля, когда артисты выйдут на поклон, держа в руках своих кукол, даже рты раскрывают: так недотепу Незнайку играл вот этот взрослый дяденька, которого зовут Александр Ганичев? Это он «за него разговаривал» и двигался?

Галя Безбородова

Вот мы говорим: пластика, пластика… В руках кукловода кукла оживает, принимается смешно и преувеличенно жестикулировать и разговаривать. Ну, а как иначе? Мимики у кукол — никакой, все эмоции — через движение. Можно, например, одними лишь кукольными ногами сыграть человеческие эмоции: радость (ножки подпрыгивают), нетерпение (приплясывают), страх (трясутся коленки), грусть (прижатые друг другу колени и ступни — носочками внутрь). Говорят, пиком мастерства актера считается умение оставлять куклу неподвижной, но при этом кажущейся совершенно живым существом!

А наши актеры в новом спектакле хороши иначе: они дарят персонажам свои жесты и даже темпераменты. Готова поспорить, что заслуженный артист России Юрий Федоров, если пустится в радостный пляс, то сделает это так же, как его Знайка — не стесняясь, забавно, заражая своим весельем всех вокруг.

… А спектакль идет своим чередом: воздушный шар падает в Зеленом городе девочек-коротышек; Медуница лечит всех медом (ох, как недоволен доктор Пилюлькин!); врунишка Незнайка строит из себя умника и знаменитость — все, как у Николая Носова. Правда, современнее.

Практически все декорации «играют», а не только выполняют функции антуража. Опускаются и поднимаются облака, показывая, как высоко летит воздушный шар; кипит чайник-дом, наполняя шар теплым воздухом; листья огурца служат укрытием для девочек, которых обижает Незнайка. Словом, на декорации можно смотреть отдельно — это удовольствие.

Галя Безбородова

Есть в спектакле элементы киномонтажа (наверняка, существует специальный театральный термин, который обозначает резкую, почти магическую смену сцен — надо будет спросить об этом режиссера спектакля Сергея Грязнова). То есть создатели спектакля сориентировались на нынешних детей из поколения любителей динамичных фильмов и мультиков. И театральный монтаж сработал, вызывая восторженные взвизгивания детишек в зале.

Только вот постановка все же рассчитана не на совсем уж крох, а на ребятишек хотя бы от шести лет. Нет, малыши тоже хорошо смотрят приключения Незнайки, но реагируют пока только на внешнюю сторону действия: смеются, когда Незнайку бьет током, он кубарем катится по краю ширмы, а потом появляется с торчащими во все стороны волосами и без шляпы.

— Как они ему так быстро прическу изменили? — шепотом спрашивает девочка у подружки, сидящей рядом.

Это взрослым понятно, что кукол-Незнаек — две, а для детишек — магия! То есть на происходящее на сцене зрительный зал живо реагирует. А вот отчего Незнайка, который всегда презирал девчонок-плакс, вдруг в финале плачет сам — малыши не понимают.

Галя Безбородова

… Мне подумалось, что артисты кукольного театра, наверное, не избалованы овациями. Ну, такими, которым радуются актеры «взрослых» театров: в едином порыве вскочившей на ноги публике, грому аплодисментов, крикам «браво!» Малыши пока так организованно благодарить за подаренную радость не умеют, хотя и стараются хлопать в ладоши. Но они поднимаются на сцену с цветами (мама велела подарить тому герою, который понравился) и, забываясь, останавливаются рядом с кем-нибудь из актеров — куклу разглядывают. Ох, наверное, хочется протянуть руку и дернуть Незнайку за вихор, тем более что Александр Ганичев продолжает играть и после финала: его кукла скромно раскланивается и кивает, и, кажется, даже улыбается малышам. Вот нам, взрослым, и пластика…

***
фото: Заслуженная артистка России Зинаида Береговая с куклой Галочкой и актер Вадим Еременко с Пилюлькиным;Актриса Лариса Шереметьева с Мушкой и заслуженный артист России Юрий Федоров со Знайкой;В финале спектакля Незнайке расхотелось обижать девочек;Знайка и Незнайка – антиподы сказки.;Знайка и Незнайка – антиподы сказки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта