Чудо-камни из кладовой Хозяйки
Богиня земных недр, созданная Павлом Бажовым из легенд Уральской земли, была суровой, но справедливой. Более всего она ценила красоту в природе и преданность своему делу — в людях.
И то, и другое сполна демонстрирует открывшаяся в музее «Дом Машарова» выставка «Камень: чудо планеты и тайна ее…» Автор экспозиции Татьяна Миронова не один год собирала коллекцию уникальных минералов, рожденных недрами.
— Часть экспонатов я сама добывала на месторождениях Урала и Западной Сибири, например, агаты и вулканическую бомбу. А часть подарили наши друзья-геологи. Выставки камней для музея — не редкость, но мы стараемся каждую из них сделать индивидуальной. Вот и в этот раз большинство образцов впервые предстало перед глазами публики, — рассказывает Татьяна Николаевна.
2011-й в России объявлен Годом чтения, и организаторы экспозиции решили сделать своего рода «коктейль» из геологии и литературы. Предметы, казалось бы, мало совместимые, но получилось органично. Лекция у Татьяны Мироновой выходит такая вдохновенная, что невольно начинаешь чувствовать… поэзию камня.
Слава Господу в небе —
Богу сил. Богу царств —
За гранит, и за щебень,
И за шпат, и за кварц…
Стихи Марины Цветаевой соседствуют с причудливым пегматитом, в котором черные кристаллы мориона вросли в полевой шпат. Такой образец еще называют еврейским камнем или письменным гранитом. Он и впрямь похож на некую скрижаль, покрытую изящными письменами на неизвестном, а может быть, забытом языке… Языке, на котором сама природа пытается поделиться с человеком мудростью.
Много внимания гид уделяет богатству нашего региона. Например, на Саранпаульском месторождении — богатые запасы самого чистого в мире кварца. Материальным доказательством этих слов в «Доме Машарова» служит удивительно прозрачный кристалл горного хрусталя. Когда-то люди верили, что такие камни — просто сильно застывший лед, и только в 1830 году Роберт Бойль, измерив удельный вес вещества, обнаружил истинную природу этого минерала.
Рядом с природным хрусталем лежит образец синтетического кварца, он так же чист и прозрачен, формируется из тех же веществ, только гораздо быстрее. Но души, которая появляется у камня за миллионы лет, в нем не чувствуется.
Из лазурита изготовляли «вечную краску». Называли ее везде по-разному: ляпис-лазурь, ультрамарин, голубец. И везде она была одинаково дорога. На Руси за фунт истертого в порошок камня давали фунт серебра. А в 1840-х годах исследователь Сибири Эрик Лаксман обнаружил, что у реки Слюдянки на протяжении 35 верст встречаются целые глыбы лазурита с цветом от насыщенно-фиолетового до бледно-голубого.
Цветок шафрана, больше известный в России как бархатец, дал название другому редкому камню — крокоиту. В мире всего несколько его месторождений: в Австралии, США, Бразилии, Франции, Германии и России — на Урале. К сожалению, уральское месторождение практически иссякло, а ведь именно из этого минерала в 1797 году французский химик Луи Воклен выделил новый элемент таблицы Менделеева — хром.
Глядя на гранат — его кристаллы и впрямь похожи на зернышки граната, — мы из мира краеведения вновь возвращаемся в царство книг. Кстати, побывавшие на выставке школьники — а для таких экскурсий разработана отдельная лекционная программа, — наверняка заинтересуются не только тайнами земных недр, но и литературными произведениями, о которых гид повествует с не меньшим воодушевлением, чем о камнях:
— У Артура Конан Дойла в цикле историй о Шерлоке Холмсе есть рассказ «Голубой карбункул». Герои обнаружили в зобу рождественского гуся голубой камень и сперва решили, что это алмаз: «Кристаллический углерод, сэр! Режет стекло, как масло, сэр!» Но великий сыщик развеял их заблуждение, опознав недавно пропавший у графини голубой карбункул. И вот читают специалисты и думают: «Путаница какая-то! Карбункул — это гранат, но голубых гранатов не бывает! Если там кристаллический углерод — значит, это алмаз. Так какой камень имелся в виду?»
Оказывается, Конан Дойл попросту выдумал этот камень, как и многое другое в своих книгах. Например, японскую борьбу баритсу, о которой ни один самурай никогда не слышал, но которой занимался Шерлок Холмс, — увлеченно рассказывает Татьяна Николаевна.
Не обошлось и без исторических справок: на открытии экспозиции студенты факультета музееведения академии культуры, искусств и социальных технологий, нарядившись в костюмы разных эпох и народов, поведали гостям тайны названий минералов. К сожалению, студенты в «Доме Машарова» каждый день работать не будут.
— Я бы только рада была, если б ребята экскурсии проводить помогали! Но они же тогда академию так и не закончат, — со смехом говорит Татьяна Миронова, пригласившая молодых людей принять участие в выставке.
Девушка в костюме русской красавицы не только исполнила для зрителей народную песню «Со вьюном я хожу», но и рассказала о былом:
— «Кони ржали и храпели, очи яхонтом горели», писал Петр Ершов, сейчас нам сложно понять, о каком цвете идет речь. Червленым яхонтом на Руси называли рубин, камень, как мы все знаем, ярко-красный. Этот драгоценный минерал встречается на Полярном Урале, как и берилл, который имеет две разновидности: голубую — аквамарин, и зеленую — изумруд. Кстати, изумруд раньше назывался смарагдом, это слово тоже можно встретить в литературе.
… Экскурсия подходит к концу, и посетители не могут не обратить внимание на молочно-белую глыбу необычных кристаллов. Грани каждого из них — квадрат. Удивительный минерал оказывается… обыкновенной солью! «На Руси соль была чрезвычайно дорога, — гласит табличка рядом с экспонатом. — И на праздниках дорогим гостям, чье расположение хозяину было важно, подавали соленую пищу, а гостям не столь значимым — несоленую, потому и говорили: «Ушел несолоно хлебавши».
Из «Дома Машарова» гости точно ушли довольными и сытыми духовной пищей. Татьяна Миронова постаралась, чтобы «каменная сила», о которой писал Бажов, захватила побывавших на выставке так же, как в свое время захватила и ее саму. А эта сила, как известно, кого краешком тронет, того уже никогда не отпустит.
***
фото: Ослепительно прозрачное чудо горного хрусталя;Фотографы спешат снимать;Русская красавица и арабский шейх;Первая экскурсия