X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Синагога на пороге нового столетия

Участники клуба «Тюменская старина» имеют большой опыт в поиске исторических фактов и большой к этому интерес. Именно поэтому их пригласили помочь собрать сведения для книги о тюменском памятнике культуры — синагоге — и о самой жизни евреев в Сибири.

Повод для книги — солидный: синагоге в следующем году исполнится 100 лет. Праздничных мероприятий по этому поводу запланировано немало, одно уже состоялось — заседание круглого стола на тему «История пребывания евреев в Тюмени». Раввин Игорь Варкин пригласил на него краеведов и религиоведов. Порадовался, что в изучении истории родного края заинтересованы не только люди в возрасте, но и молодежь. Правда, пока ее не так уж много, но это лишь начало.

Игорь Евгеньевич рассказал о том, что ему самому известно о тех временах, когда в Сибири появились первые евреи:

— Есть сведения, что в Тюмени в начале XX века была деревянная синагога. Я об этом ничего не знаю, но знаю вот о чем: второй этаж здания по улице Перекопской, известного современным тюменцам как травматология, арендовался общиной до 1912 года, и там временно располагалась синагога.

Из разных источников (в том числе, из газет) мы знаем, что в 1912 году построили синагогу на ее нынешнем месте. Ее освятили, при этом событии присутствовало множество народа, причем, не только евреев: так, ленточку перерезал известный купец Андрей Текутьев.

Долго радоваться обретению дома еврейской общине не пришлось — после революции синагогу постигла участь большинства культовых сооружений.

В 1929 году в газете «Красное знамя» была опубликована информация с заголовком «Синагогу под клуб!» Игорь Варкин зачитал выдержки: «На Крестьянской улице пустует громадный каменный дом — еврейская синагога. Редко, один-два раза в году, на религиозные еврейские праздники заглядывает туда два-три десятка нэпманов и даже не для того, чтобы помолиться, а, скорее, для того, чтобы поговорить о делах, о рынке, посквернословить в адрес советской власти, пожаловаться на нынешние времена, вспомнить с тоской о былых наживах. Мы, советские трудящиеся евреи, считаем, что пора закрыть еврейскую синагогу и отдать под клуб трудящихся».

Виктория Ющенко и из архива редакции

И так далее — известные, в общем-то, факты о тюменской синагоге. О ее разрушении и долгом, проблематичном восстановлении. Об этом написано в вышедшей в 2004 году книге «Приезд и водворение в Сибирь евреям воспрещается.», которую в издательстве «Тюменский курьер» выпустила еврейская община «Мадрегот».

Тогда над книгой работали солидные краеведы и историки, среди которых Валентина Клюева, Станислав Белов и Валерий Чупин. Более свежих данных пока нет, хотя сказать, что работа совсем остановилась, нельзя.

К примеру, Игорь Варкин рассказал много такого, о чем я, историю тюменской синагоги все-таки читавшая, даже не подозревала. Например, о том, как евреи правдами и неправдами стремились перебраться в Сибирь с Украины и из Белоруссии. Сибирь казалась им местом свободной жизни. Однако царское правительство в XVII веке (а первые евреи появились в Сибири именно тогда) ограничивало пребывание и расселение евреев на этих территориях. Сюда ссылали только преступников, которые, отбыв наказание, чаще всего оставались в суровом краю на постоянное жительство.

Самое интересное, говорит раввин, что евреи рвались в Сибирь и нелегально. Например, один мясник, человек законопослушный, купил документы конокрада, которого вот-вот должны были сослать в Тюмень. Ради переезда пожертвовал своим добрым именем!

Другой случай еще удивительнее и даже анекдотичнее. В Тюмень нелегально (никто теперь уже не знает, как именно) попал еврей-портной, специализировавшийся на пошиве военной формы. Когда его стали разыскивать, чтобы вернуть в Белоруссию, тюменцы прятали портного чуть ли не всем городом. А особенно усердствовали в этом… жандармы, которым вроде бы полагалось оказывать в поимке нелегала непосредственное содействие. И понятно почему: таких портных в городе больше не было!

… Это только маленькие части немаленькой истории о евреях в Тюменской области. А сколько еще интересных подробностей смогут отыскать активисты — можно только представить!

***
фото: Игорь Варкин рассказывает гостям об истории синагоги;А так она выглядела до капитального ремонта

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта