Дай рубашку поносить!
Секонд-хенд — волшебное слово, одних оно отпугивает, других — притягивает. Начав искать в Тюмени одежду «из вторых рук», я без труда обнаружила дюжину магазинчиков.
Помню, мама раздавала родственникам-соседям вещи, из которых я выросла. Да и ко мне самой попадали подарочки от тети Тани (Маши, Лены, Наташи — нужное подчеркнуть), у которой «дочка совсем как ты, только на два года старше». Ничего унизительного мы в этом не видели, делалось-то от души.
Можно возразить: «Так то друзья и родственники! Про них знаешь: опрятные, приличные. А тут: кто носил — неизвестно». Что ж, за время существования секонд-хендов в России у людей сформировались взгляды на подобные магазины и их ассортимент. Часто брезгливое отношение к «западным комиссионкам» проистекает из заблуждения: одежду владельцы секонд-хендов отыскивают на помойках, потом чистят и продают нам.
— На западе, благодаря сезонным распродажам, снижающим цены до 10 процентов от прежней стоимости, люди могут покупать новые вещи каждый сезон. Там популярны интернет-магазины, но брюки или кофта, доставленные адресату, часто оказываются не того размера или выглядят иначе, чем на картинке. Ненужные или неподходящие вещи люди сдают в комиссионки. Оттуда текстиль отправляется на перерабатывающие заводы, где сортируется и проходит санобработку. Чистые вещи попадают на склад, а со склада — в магазины секонд-хенд. Все это — форма благотворительности. Сами вещи или средства, вырученные от их продажи, отправляются в страны третьего мира. Известные фирмы поставляют на заводы свою продукцию прошлых сезонов, за что получают налоговые льготы. Не удивляйтесь, если найдете в секонд-хенде совершенно новую кофточку от известного модельера.
Так объясняет путь товара на свой прилавок владелица магазина «Будуар Миранды Л.», попросившая называть ее просто Мирандой.
Считается, что основное достоинство вещей из секонд-хенда — цена, но даже этот параметр не позволяет четко определить круг покупателей. Как в один голос утверждают сотрудники тюменских магазинчиков, к ним регулярно заходят не только голодные студенты и любители так называемого old-style — вещей «из бабушкиного сундука», — но и вполне взрослые люди со средним достатком и выше. Почему?
Одежда «из вторых рук» теряет в цене из-за того, что уже была надета, но на качестве это не сказывается. Товар из «секонда» всегда лучше пусть новой и дешевой, но китайской одежды. В производстве существует технологическая цепочка, соблюдение которой гарантирует качество готовой продукции. Нарушение технологии и использование не соответствующих стандартам материалов приводят к снижению качества.
В производстве одежды важна каждая мелочь, например — одинаковый коэффициент усадки у тканей, из которых сделаны верх и подкладка. Мелкие, кустарные производители, задача которых — продать любой ценой, об этом обычно не задумываются, как и о гипоаллергенных материалах или безопасных красителях. В крупных фирмах решением этих проблем занимаются целые лаборатории, у нелицензированных турецких, китайских или вьетнамских производителей такого, конечно, нет и в помине, поэтому вещи после первой же стирки могут изменить цвет и фактуру. А у вещей из секонд-хенда — если уж они не потеряли привлекательности после заводской обработки — проблем с машинной стиркой возникнуть не должно.
На рынке или в магазине — выбор сейчас везде примерно одинаков — надпись «Chanel» на платье совсем не означает, что Карл Лагерфельд подозревает о существовании данного шедевра легкой промышленности. В «секонде» же, если на бирке видишь «Made in England», можно быть уверенным — так оно и есть. Пришиванием лейблов вручную никто заниматься не будет — смысла нет, цену за «бренд» все равно не заломишь.
Но не стоит надеяться, что стильная, качественная и недорогая жемчужина среди гор песка будет преспокойно дожидаться на вешалке именно вашей персоны. Чтобы найти в секонд-хенде действительно стоящую вещь, нужно приложить силы и потратить время — товар в этих магазинах штучный и даже понравившаяся вещь может не подойти по размеру или не сесть по фигуре. «Кто долго копается, тот хорошо одевается», — говорят завсегдатаи магазинов «из вторых рук». Но даже там, где одежда аккуратно развешена, а продавец готов помочь, вам не всегда улыбнется удача. У секонд-хендов, как правило, есть своя сложившаяся клиентура — эти люди точно знают, когда будет новое поступление товара, и всегда приходят вовремя, чтобы снять сливки. Поэтому хорошие вещи, как говорят люди знающие, «ловить» надо.
И еще раз о цене. Конечно, одежду «из вторых рук» можно купить совсем дешево: 50 рублей — футболка, 150 рублей — джинсы, но это, скорее всего, будет амуниция для дачных работ или выгула собаки темной ноченькой. Приличные вещи начинаются примерно от 500 российских денежных знаков.
В любом случае те, кто, преодолев брезгливость, решат отправиться в мир «бэушной» одежды, откроют для себя много нового и интересного по доступной цене. И это даже не всегда майки-юбки-рубашки. Мастерицам-рукодельницам, при современных кусачих ценах на ткани, секонд-хенд даст возможность собрать коллекцию эксклюзивных -а главное, натуральных материалов: бархат, кожа, замша, парча, шелк для декоративных работ и просто неожиданных творческих экспериментов. Недаром многие художники и модельеры идут за интересными вещами именно в «секонды». Да и театральные костюмы или детали для фотосессии в таких магазинах можно раздобыть необычные и интересные. Главное, не забудьте хорошенько выстирать и прогладить покупку, прежде чем надевать на себя — доверие к иностранцам-благотворителям не должно побеждать правила элементарной гигиены.