И шить, и вышивать… от печки
Старинные народные промыслы совсем недавно называли устаревшими. А теперь в них черпают вдохновение молодые модельеры.
Как просто назвать ненужным то, что много лет составляло основу жизни предков. Убрать вещи на пыльный чердак, закрыть их в сундуке, закинуть подальше в шкаф и — забыть. Объявить, что все это сейчас — пережиток прошлого, что пришли другие времена. И оборвать тонкую нить. Но пройдет время, и так захочется снова заглянуть в прошлое…
Найти нечто новое в почти забытом решили студенты Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. Они создали коллекцию одежды «Родные края». Источником вдохновения для будущих дизайнеров и художников по текстилю стала домовая урало-сибирская роспись.
Более ста лет назад этой росписью традиционно украшали дома, печи и домашнюю утварь народы, живущие на территории от Урала до Алтая. Говорили, что придумали ее тюменские ремесленники, в нескольких селениях, расположенных по берегам реки Кармак. Их так и называли — кармакские красители. Осенью и зимой, когда урожай был собран, они убирали в чулан вилы, косы, серпы и грабли, брали кисти и краски и ходили по деревням, предлагая селянам расписывать дома и кухонную утварь. Для практичных крестьян, от зари до зари не разгибающих спину на полях, такие украшения не были баловством или ненужной роскошью.
— Расписные орнаменты не только изменяли внешний вид избы, — рассказывает мастер урало-сибирской росписи, тюменская художница Вера Быкова, — но и наполняли его новым смыслом. Художники оставляли в доме живописное послание. И тяжелая серая жизнь уже виделась совсем в другом свете и цвете.
«Радостный мир цветения» предложила взять за идею создания первой коллекции студенческого театра моды студентка 1 курса академии Татьяна Гришина. Ее поддержала и преподаватель вуза, доцент Ольга Козловская. Вместе они искали материалы, которые подошли бы для воплощения задуманного в жизнь. Они должны были быть экологичными и недорогими (работы все-таки студенческие). Выбор остановили на шерстяной пряже тюменского камвольно-суконного комбината. А чтобы обыграть сдержанную цветовую палитру изделий, ткани дополнительно декорировали с использованием различных техник вышивки, ткачества, сухого и мокрого валяния.
Автор коллекции Татьяна Гришина утверждает, что, создавая модели, они шли не от жесткой концепции какой-то формы, а свободным творческим путем, чтобы «было где разгуляться». А если у зрителей эти платья и брючные костюмы навевают определенные цветочные ассоциации с колокольчиками и кувшинками, то это — совпадение. Может, и неслучайное. Ведь им, действительно, хотелось «окунуться в мир народного костюма, чтобы включить в моду больше цвета».
Проректор академии искусств, депутат городской Думы Павел Вавилов назвал эту коллекцию, показанную в Галерее традиционных промыслов и ремесел, «большим прорывом». Член союза дизайнеров Елена Еремина согласилась с ним, но пожелала студентам искать более точные формы, более четкий цветовой строй и стремиться адаптировать даже стилизованный народный костюм к современной жизни. Ведь одежда — не просто вещь для вешалки, это — средство социальной коммуникации.
Особые нотки в этом общении услышала и Людмила Шатохина, известный в Тюмени мастер прикладного творчества. Для нее текстильное творчество — всегда как заветная песня. И студенческая коллекция одежды «Родные края» открывает в ней новые нотки.
***
фото: Коллекция «Родные просторы»;Вера Быкова;Молодые модельеры