На языке взаимопонимания
Девятилетняя Настя Бронникова уже решила, кем станет, когда вырастет. Она будет лечить животных и делать им красивые прически.
Ведь смогла же выходить пса Никусю. Его мама умерла на операционном столе в ветклинике, а щенок остался жив. Настя кормила его молоком из пипетки, расчесывала, гладила и заботливо кутала в пеленки. А теперь Никуся большой, упитанный пес. Сторожит их частный дом на пару со старым Баксом.
Но Настя не только в собаках знает толк, она и с кошками находит общий язык. Пятнистая Люська любит лежать на кровати и мечтать о кошачьих радостях, пока ее рыжий пушистый сын мурлыкает у девочки на коленках.
— А каких животных ты любишь больше? — спрашиваю я.
— Всех, — девочка широко улыбается и взмахивает рукой.
Наш еще не начавшийся разговор прерывает глухой стук в деревянную дверь. Пришла учительница Лариса Николаевна Астапчук. Улыбчивая женщина приносит с собой свежий прохладный воздух. Настя протягивает к ней руки, улыбается.
Кошки перестают мяукать и играть с бахромой на покрывале. Люська укладывается на край кровати, а котенок утыкается носом в ее мягкий живот. Пора начинать занятие.
МЫ ПИСАЛИ, МЫ ПИСАЛИ…
Лариса Николаевна приходит к семье Бронниковых два раза в неделю. За квадратным столом учительница проводит с Настей по два-три часа.
Она знает, что девочка хочет стать ветеринаром. Однако считает, что у Насти есть и другие способности. Она неплохо складывает и вычитает числа.
— Ты сама решила эти примеры? — Лариса Николаевна проверяет домашнее задание.
Настя проводит рукой по одной страничке и глухо произносит: «Ма». Признается, что мама помогла решить три примера. Учительница сама это заметила: цифры ровные, аккуратные. Настя пока не может так красиво писать. У нее тяжелое заболевание — детский церебральный паралич. Но она старается, каждую цифру выводит долго, кропотливо.
Настя уверенно берет в левую руку карандаш. Но руки дрожат, не слушаются. Настя опускает голову к самой тетради. Лариса Николаевна гладит девочку по спине, успокаивает.
— Одиннадцать минус восемь. Сколько будет?
Девочка берет линейку и отсчитывает восемь сантиметров от цифры одиннадцать. Правильный ответ — три. Настя улыбается, радуется своему маленькому открытию! И вроде бы уже не так переживает, расслабилась, увлеклась математикой. Это, кстати, ее любимый предмет. Учительница говорит, что Настя считает даже лучше своего брата Владика. Но девочка не доверяет учительнице. Смеется и машет рукой. Мол, Лариса Николаевна, не преувеличивайте.
— Владик учится в школе, в моем классе. Они очень разные, — рассказывает учительница, пока ученица занята вычислениями. — Помню, когда я первый раз пришла на занятие, мама Ольга Степановна сидела рядом. Помогала понять, что говорит Настя. Я первый раз столкнулась с таким «тяжелым» ребенком.
Лариса Николаевна переживала, вдруг не получится, вдруг не сможет найти общий язык с девочкой. Но уже на третьем занятии отказалась от помощи Ольги Степановны. Постепенно стала понимать девочку. Конечно, из-за дефекта речи Насте сложнее всего даются уроки чтения. Однако характер у ребенка не простой — упрямая. Даже если очень трудно, все равно прочитает весь текст. И обязательно выучит стихотворение. И прочтет с выражением.
— Писать нам тоже тяжело. Но мы справимся, правда? — Лариса Николаевна заглядывает Насте в глаза.
Девочка жмурится, опускает голову. Смущается.
ТЕПЛО ДОМАШНЕЙ ПЕЧИ
Когда учительница уходит, в семье Бронниковых продолжается повседневная жизнь…
Кошки опять бегают друг за другом. Собаки послушно лежат у порога. А Настя включает компьютер. Это не так уж и сложно: нажать на кнопку и мышкой выбрать нужную программу. Например, игру в Интернете. Нарядить виртуальных кукол в красивые костюмы, приготовить обед. Этому Настю научила ее старшая сестра Дарья.
— Ну, это только Настя меня так называет. Вообще-то для всех я Даша, — улыбается девушка.
Она учится на третьем курсе в технологическом колледже. Даша сама выбрала профессию: будет технологом пищевой продукции. С утра до вечера проводит на «парах», а потом с друзьями идет в спортивный кружок. Жизнь расписана по часам. А ведь еще маме по хозяйству надо помочь, да за младшими присмотреть.
— Владик самостоятельный парень. Я ему домашнее задание помогаю делать. А с Настей мама занимается. Мне трудно. — продолжает Даша.
Она находит общий язык с Настей, но некоторых слов не понимает. Тогда младшая сестренка плачет, расстраивается. Главное, уметь ее успокоить. Например, испечь блинчиков. Правда, Настя призналась, что мамины блины ей нравятся больше, чем Дашины.
— Извините, мне пора бежать, — прощается Даша.
Вместе с ней уходит в школу девятилетний Владик. Сам оделся, собрал портфель. Идти недалеко: школа N 38 сразу через дорогу.
— Бай, бай! — Настя машет рукой.
Демонстрирует познания английского языка, который ей начали недавно преподавать.
С нами Настена тоже прощается по-английски. Зовет в гости еще раз. Жаль только, не может проводить до ворот. Коляска стоит на улице. Дома девочка сидит в компьютерном кресле на колесиках.
— Мне кажется, я счастливый человек. Я решила, что ребенок на коляске — не повод закрываться в четырех стенах. Мы ходим в театр, гуляем. Настя любит ходить по магазинам, смотреть ценники, считать стоимость продуктов. Вот только все магазины в округе для нас недоступны. Едем в большие отдаленные центры, — рассказала нам мама семейства Ольга Степановна, когда мы вышли во двор.
Бакс и Никуся радостно машут хвостами, подают лапу, прыгают на хозяйку. Она смеется.
***
фото: Настя Бронникова и Лариса Николаевна решают примеры;Ольга Степановна играет с Никусей и Баксом.