X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мсье, тюменской экзотики не желаете?

В наших магазинах множество заграничных товаров.

Чипсы, кока-колы и сникерсы составляют нашим «Аленкам» и «Буратинам» серьезную конкуренцию. А на прилавках Германии или Англии российские изделия встретить можно крайне редко. Существует ли вообще экспорт российских — в частности тюменских — товаров за рубеж?

Как оказалось — существует. На этой неделе представители предприятий-производителей собрались за круглым столом обсудить проблемы тюменского экспорта и попробовать помочь друг другу в их решении. Были и представители направления, метко обозначенного исполнительным директором Западно-Сибирской правовой палаты Михаилом Шаминым как «прослойка между государством и предпринимателем». Проще говоря, посредники, готовые помочь разобраться в вопросах логистики (добыть товарные вагоны для груза, разработать оптимальный маршрут движения…), составить документы, прозондировать почву по спросу и предложению, организовать выставку-продажу. Их было едва ли не больше, чем представителей фирм-экспортеров. Неудивительно, играть за Россию на мировом рынке — непросто. Особенно если учесть, что многие отечественные товары и в нашей-то стране особой популярностью не пользуются.

— Все дело в конкурентоспособности, — поясняет руководитель областного экспортного центра Андрей Ермаков. — Когда наши предприниматели приезжают на выставки в другие страны, отношение к ним примерно такое: «А-а-а, Россия. Нет, ну хотите приезжать — приезжайте. Мы-то к вам точно не поедем — неинтересно». Не секрет, что в глазах запада мы преимущественно — сырьевая база. Но могу сказать, что в Тюмени и области есть даже малые компании, экспортирующие свои товары на развитые рынки США и Индии. Только их -единицы. В основном же экспортом занимаются крупные предприятия, что еще раз подтверждает старый стереотип: «Россия на рынке — это госкомпании и крупный бизнес».

Однако, как стало ясно из выступлений предпринимателей, крупной рыбе в море экспорта тоже живется не слишком вольготно. Основных проблем — три, и две из них озвучили представители фанерного комбината. Видимо, сказывается десятилетний опыт работы.

— Так наболело! — признается заместитель финансового директора Лола Рахимова. — Из-за реорганизации РЖД у нас большие проблемы с подачей подвижного состава. Мы активно ведем дела на рынках Средней Азии, но туда у нас вагоны есть, а обратно — не подаются. Еще вот в последний раз был случай — покупатели долго не могли найти прибывший вагон с грузом. Возникла масса бюрократических проблем, а почему? Потому, что политика многих среднеазиатских государств — деньги должны оставаться в стране.

— Но желание работать есть огромное, несмотря на все валютные и юридические препоны, — присоединяется к рассказу коллеги финансовый директор предприятия Гузалия Учар. — Только вот хотелось бы пользоваться государственной поддержкой для среднего бизнеса, каковым мы и являемся, а не получается. Юридически под это понятие не подпадаем. Там два критерия: по выручке и по численности. По выручке мы подходим, оборот у нас менее миллиарда рублей, а вот по численности персонала — нет, много нас. Но деревообработка не может иметь маленький штат, это специфика направления! Ведь у комбината и экспорт, и импорт в больших объемах. Мы работаем! Но мы — нигде. И еще один нюанс. Чтобы получать помощь от государства, предприятие должно само производить и само реализовывать продукцию. Только вот каждый, кто поработал на экспорт, понимает — продажу нужно отделять от производства. В экспортной деятельности очень большие налоговые и штрафные риски, сложнейший механизм подтверждения входного НДС. В общем, все крупные игроки создают для сбыта отдельное предприятие. Получается, что и производим-то мы сами. И продает наше же предприятие, под единым с нами руководством, но, по закону, воспользоваться помощью уже нельзя. Только все эти проблемы не означают, что мы перестанем грузить составы. Деревообработка — та отрасль, в которой больше половины товара идет на экспорт.

Третью проблему озвучивали в основном те коммерсанты, которые только собираются выводить свою фирму на международный рынок: «А российские товары вообще нужны за границей? И если нужны, то какие именно?»

— Интерес к нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей технике, разумеется, существует большой, — говорит генеральный директор центра содействия бизнесу «Шелковый Путь» Владимир Катунцев, чья фирма занимается вопросами экспорта в среднеазиатские страны. — Но есть где себя проявить и мелкому предпринимателю. Этот рынок долго были завален китайской продукцией, завоевавшей популярность за счет низкой цены, но люди начинают уставать от ширпотреба. Им нужны бытовые товары хорошего качества.

— «Коммерсантъ» недавно провел любопытное исследование, — рассказывает Андрей Ермаков. -Рассмотрел нашу промышленность на предмет вывоза за рубеж сырья и не сырья. Оказалось, что в области экспорта пищевой продукции у нас очень серьезные позиции — в пятерке лидеров — но практически все товары, так сказать, этнические: малиновое варенье, бабкины семечки и тому подобное. Так что, русская экзотика — это не юмор. Дикоросы могут отлично продаваться, просто приходить в эту область нужно хорошо подготовленным — маркетинговая стратегия, дизайн упаковки. Что касается новых технологий, способных заинтересовать Запад, их мало. Но прекрасный пример есть в Тюмени — НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов. Однако если смотреть в общем объеме, то российский экспорт готовых товаров катастрофически мал. Когда наши предприятия сталкиваются с обслуживанием западных рынков, выясняется, что качество продукции не соответствует требованиям. И либо ты хочешь работать и тогда совершенствуй товар, либо оставайся в своем регионе и продолжай торговать здесь.

… Говорили бизнесмены долго. Соглашались друг с другом, спорили… но конкретных решений для конкретных проблем не нашли. Пока. Зато договорились о сотрудничестве и взаимопомощи. Например, прозвучало предложение создать электронную базу данных, в которой обмениваться информацией: у кого и на каких направлениях есть пустые вагоны, чтобы порожним подвижным составом мог воспользоваться кто-то из коллег. Регистрация — бесплатно.

Фанерный комбинат и вовсе пригласил в гости желающих научиться вести бизнес за рубежом. Почин охотно одобрил руководитель территориального управления Росфиннадзора Юрий Бешенцев:

— Хотелось бы, чтоб начинающие предприниматели не допускали тех ошибок, через которые в свое время прошли наши ветераны. Я сам встречался с директором фанерного комбината, ходил по предприятию, смотрел — у них действительно есть чему поучиться.

— Я бы посоветовала тем, кто начинает заниматься экспортом, лояльней относиться к таможенным и налоговым органам, — не осталась в долгу Гузалия Учар. — Мы не раз были оштрафованы Росфиннадзором, и иногда их про себя ругаем, но не надо забывать, что они исполняют закон. Не стоит идти на конфликт, лучше постараться построить систему работы так, чтобы соответствовать нормам. А если вас все-таки первый раз оштрафовали, отнеситесь оптимистичней — нельзя из-за этого отказываться от работы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта