X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В театре сыграли роковую любовь

«Страшную историю любви» в выходные разыграли на сцене драматического театра.

Премьеру спектакля «Леди Макбет Мценского уезда», поставленного по повести Николая Лескова, тюменские зрители ждали с особым нетерпением. Во-первых, всех интересовала работа режиссера Владимира Чернядева (США), который был нам до сих пор не знаком. Во-вторых, актерский состав оказался по-настоящему ярким. Александр Тихонов (очень удачное приобретение для тюменского театра) в роли Сергея. Ольга Игонина вполне может сыграть Катерину Измайлову на самом пределе страстей.

Прибавьте к этому Владимира Орла (муж Катерины), Сергея Кутьмина (паромщик), Вениамина Панова (свекор Катерины), и вы поймете, почему публика накануне премьеры атаковала театральную кассу.

ЛЕСКОВА ЧИТАЛИ?

Это тот случай, когда пересказывать сюжет имеет смысл. В холле театра на второй день премьеры я услышала разговор двух дам почтенного возраста, которые, разглядывая программку, удивлялись сюжету постановки. Они-то, услышав имя Катерина, решили, что спектакль — по пьесе Островского «Гроза».

Так вот, «Леди Макбет Мценского уезда» — это Лесков, и это про другое. История Катерины Измайловой, главной героини, хоть и банальна, но настолько трагична, что, читая очерк Лескова, невозможно остаться равнодушным.

Катерина Львовна — «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у нее нет, и «при всем довольстве» жизнь ее «за неласковым мужем» самая скучная.

Однажды муж Катерины Львовны уезжает по делам, а во дворе собственного дома героиня обнаруживает молодого человека Сергея — оказывается, он уже месяц служит у Измайловых, да только она его раньше не замечала.

Между женщиной и молодым работником вспыхивает страсть. Сначала об этом догадывается свекор (видел, как из окна Катерины Сергей в своей красной рубахе спускался рано утром). Грозит, что все расскажет мужу, а Сергея отправит в острог. Катерина травит свекра крысиным ядом.

Затем — новая беда: Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует ее к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы на ней жениться. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в измене, а та смело целует любовника при муже, после чего влюбленная пара убивает Зиновия Борисовича, а труп хоронит в погребе.

На этом череда убийств не заканчивается. Новая жертва — юный племянник умершего мужа — Федор, деньги которого были у покойного купца в обороте. Чтобы все деньги остались у вдовы, Сергей и Катерина душат юношу подушкой.

Скрыть убийства не получается, преступников хватают, и они признаются в содеянном. Их ждут наказание плетьми и каторга. Но и по дороге на каторгу, и по прибытии страшная история роковой любви Катерины к Сергею не завершается. Она небезосновательно ревнует его к женщинам-заключенным, и в итоге, когда партию арестантов переправляют на пароме через реку, прыгает за борт и тонет…

Ирина Пермякова

СТАВКА НА РЕЖИССЕРА?

Не новость, что по-настоящему зрелищными, глубокими, хорошими постановками афишу тюменского театра драмы обогащают режиссеры приглашенные. Как-то так повелось.

Поэтому, когда стало известно, что в Тюмень из Нью-Йорка приезжает режиссер Владимир Чернядев, все стали ждать от него и от актеров шедевра. Тем более что очерк Лескова режиссер предложил сам, а про Чернядева говорят, что у него нет любимых авторов, есть материал, в котором он заинтересован здесь и сейчас.

Плюс — Чернядев театрал до мозга костей: рос в театральной семье, учился у Георгия Товстоногова в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, много работает в США, в частности ставит спектакли на Бродвее. Актеров режиссер выбирал после просмотра двух спектаклей — «Олеся» и «Мольер». И, как только начались репетиции, заявил, что в выборе не ошибся.

Ну, и ко всему прочему, в этом году мы празднуем 180-летие со дня рождения Николая Лескова — одно к одному, все сходится, спектакль должен получиться таким, чтобы на него хотелось пойти, как минимум, раза два.

… Премьера показала, что мы получили добротный спектакль.

Режиссер, как показалось, решил во многом положиться на самого Лескова, то есть максимально приблизил постановку к тексту первоисточника. Даже больше. Некоторые места публике буквально разжевали и положили в рот: лирические сцены пущены под звуки деревенской балалайки, трагические сцены убийств озарены кроваво-красными софитами, а после того, как Катерина Львовна в финале прыгнет с парома, над сценой появится лик Христа.

А вот в актерах режиссер, действительно, не ошибся. Сколько бы блогеры ни писали о том, что Александр Тихонов в роли Сергея как-то не смотрится -не соглашусь. Жесткий, расчетливый — да. Но при этом не лишенный харизмы. Катерину понимаешь, потому что такой Сергей вполне может стать роковым возлюбленным, из-за которого и на каторгу, и на убийство пойдешь.

Хороша Ольга Игонина. Миловидная купчиха, действительно тоскующая, со страстью ждущая, что в ее размеренной жизни хоть что-то изменится. А когда меняется вот так — к неизбежной гибели — черствеет и смиряется.

Абсолютно на своих местах и артисты, исполняющие второстепенные роли. Особенно хороши Евгений Киселев в роли Петра слуги, Вениамин Панов в роли свекра Катерины, молодая и очень живая актриса Евгения Казакова в роли юной каторжанки Сонетки.

А вообще, спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» можно использовать в качестве школьного урока литературы: смотреть дети любят больше, чем читать.

МНЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ

Пресса, мне думается, в этот раз читателей обилием рецензий не порадует: почти никого из журналистов на спектакле не было. Говорят, что их не пригласили. Зато зрители в своих блогах уже кое-что написали.

«От Тюмени до Нью-Йорка лететь в общей сложности 14 часов. Главный вопрос, который волнует меня в отношении премьеры драмтеатра «Леди Макбет Мценского уезда» — зачем было везти режиссера из такой дали, чего от него ждали? Современного театра, нью-йоркского свободомыслия, свежего подхода к классике? Может, гениальной работы с актерами? Или достаточно было просто красивой надписи в афише: «Владимир Чернядев, Нью-Йорк»?

«Пошла на Тихонова. Не разочаровал, хотя в «Методе Гренхольма» показался более органичным. Ну, может, спектакль еще обыграют-обкатают, и получится хорошо?»

***
фото: Роковая любовь — Катерина и Сергей (Ольга Игонина и Александр Тихонов);Приказчик (Анатолий Бузинский), Петр (Евгений Киселев) и свекор Катерины (Вениамин Панов).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта