Водятся ли в школе золотые рыбки?
Откуда начинается внедрение новых образовательных стандартов? В Тюменском областном институте развития регионального образования считают, что с директора.
Вчера в областном департаменте образования открылся региональный педагогический форум «Школа современного руководителя». Эти курсы повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений были созданы не в результате распоряжения сверху, а благодаря инициативе снизу. Инициаторами их создания были сами директора школ.
Верные своей обычной практике учить передовому на лучших примерах, специалисты ТОГИРРО пригласили на открытие форума Ефима Рачевского, народного учителя России, члена межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование» (он также входит в комиссию Общественной палаты по образованию и науке).
От Рачевского ждали не банального перечисления проблем, а парадоксального изложения темы. И не ошиблись. Свой рассказ он начал издалека — с берегов Великобритании. Точнее, с высказываний одного английского педагога. Когда его друга Стива попросили схематично изобразить, из чего состоит идеальный урок, он нарисовал учителя, учеников и… собаку. «А собака-то тут при чем?» — недоумевали спрашивающие. «Она стоит на страже. Если кто-то слишком увлечется собой и начнет болтать лишнее — она его укусит».
Чтобы внедрять любое новшество, считает Ефим Рачевский, надо точно понимать, куда идти, зачем и что делать. Пока не на все эти вопросы новый проект закона об образовании дает четкие ответы. Этот законопроект, по словам Ефима Лазаревича, вообще рекордсмен по количеству внесенных поправок. Например, когда обсуждали закон о полиции, их было около 10 тысяч, а в проекте образовательного оказалось более 14 тысяч! Но и эти цифры могут быть не окончательными. Закон, видимо, уже не успеют принять депутаты Государственной Думы этого созыва, и первое чтение останется их преемникам. К тому времени могут появиться и другие изменения в закон…
Чтобы понять самое трудное -суть, надо начинать, как все ученики, с легкого и простого. Например, с ответа на вопрос: «Нужен ли этот закон вообще сегодня?» Да, старый латаный-перелатаный — 1992 года издания, но вполне рабочий. Он никому не мешает жить, в нем содержится много такого, что до сих пор весьма успешно используется на практике. Но есть и моменты, которых устаревший документ не учитывает.
Например, новый законопроект по-другому трактует статью о дошкольном образовании. В новой редакции он даже называется, по аналогии со средним образованием, «обязательным». Но в чем эта обязательность? В необходимости каждому дошкольнику посещать детский сад? Отнюдь нет, считает Рачевский. Доля посещающих дошкольные учреждения и так велика. Статистика утверждает, например, что в Москве этот показатель равен аж 125 процентам (то есть детей водят и в детский сад, и сразу в несколько развивающих центров). В чем-то это правильно, потому что общемировые исследования показывают, что успешность ребенка в будущем примерно на 79-80% зависит от развитости системы дошкольного образования. Это та самая золотая рыбка, которая в будущем сможет выполнить многие наши желания.
Не совсем верно многие трактуют и постулат о ликвидации начального профессионального образования. Это миф, считает Рачевский. Во-первых, НПО никто не ликвидирует, его лишь интегрируют в среднее специальное образование. Просто жизнь ушла так далеко вперед, что нет ни необходимости, ни возможности учить на комбайнера или оператора машинного доения три года. Мы уже начали проигрывать европейским странам в подготовке рабочих специальностей. В Москве, к примеру, строителей славян уже не найти. Когда-то эту нишу занимали выходцы из Украины, Молдавии, Белоруссии, теперь их нет. Но надеяться на помощь только азиатских республик — иллюзия. Надо менять систему подготовки своих рабочих кадров.
Еще один распространенный миф попытался с цифрами в руках развеять Ефим Рачевский. Он показал диаграммы, которые составлены на основе 20-летних наблюдений. Графики показывают, что нет прямой взаимосвязи между числом учеников на одного учителя, обеспеченностью классов компьютерным и другим оборудованием и качеством образования. В Японии, например, все больше появляется школ, которые вообще отказываются от компьютеров. Считать их количество на одного ребенка бесполезно, говорит Рачевский, это все равно, что считать шариковые ручки. В школе по-прежнему самым важным и мощным остается человеческий фактор.
***
фото: