X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Думать — это очень приятно!

В Тюмень приехал человек, на встречу с которым собралось множество журналистов. Что не удивительно: пропустить беседу с Анатолием Александровичем Вассерманом никто не захотел.

Этого украинского журналиста, политического консультанта, широко образованного человека, многократного участника интеллектуальных телеигр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», знают все.

В наш город Вассерман приехал по приглашению ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» — структурного подразделения нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» — и руководства нефтегазового университета. Приехал, чтобы отвечать на вопросы и учить интеллектуальным играм, в частности, в «Брейн-ринг».

На пресс-конференции, предваряющей игру, ректор нефтегазового университета Владимир Новоселов объяснил, зачем вузу и компании «ЛУКОЙЛ» понадобилось обратить такое пристальное внимание на игры.

— Одна из главных проблем страны — острейший дефицит кадров, хотя, казалось бы, студентов и выпускников вузов у нас немало, — сказал он. — С другой стороны, молодые люди, выпускники, испытывают трудности с трудоустройством. В чем дело? К профессиональному образованию надо добавить одно прилагательное -востребованное.

Новоселов считает, что интеллектуальные игры помогают молодым людям научиться мыслить и выявляют лидеров.

Анатолий Вассерман смотрит на проблему кадров по-своему:

— Во всем мире наблюдается неприятная тенденция — современный бизнес не умеет зарабатывать на умных людях. В мое время главной целью образования было формирование цельной картины мира, и лишь потом развитие отдельных направлений деятельности.

Сейчас первостепенная задача — натаскивание человека на выполнение строго определенной роли — грубо говоря, нажимать на кнопку. Из рабочего процесса практически исключается творческое мышление. В результате мы получаем специалистов, которые не могут мыслить стратегически, а лишь решают сиюминутные задачи по мере их возникновения. В итоге потери несут сами компании, — считает он.

Анатолий Александрович говорит, что интеллектуальные игры развивают творческую деятельность. В процессе игры выявляются неформальные лидеры команд, которые в перспективе могут оказаться успешными специалистами.

— Стоит обратить внимание на то, что команды игры «Брейн-ринг» — смешанные: присутствуют как студенты, так и сотрудники компании. Такой принцип введен именно потому, что цель игры — не соперничество, а сотрудничество, — объяснил он.

Впрочем, журналистов интересовала не только сама программа, благодаря которой интересный гость оказался в Тюмени, но мнение Вассермана по многим вопросам. Диапазон тем оказался широк, от «как интеллектуальные игры помогут на производстве?» до «вы тоже считаете, что нынешняя молодежь необразованна?»

Вассерман — рассказчик неторопливый, обстоятельный и вдумчивый. Он умеет выступать перед публикой: делает театральные паузы, акцентируя внимание слушателей на той или иной своей мысли, легко шутит, но, в целом, остается серьезным. И говорит о серьезном.

Например, когда его пытаются вызвать на разговор о том, что нынешние игроки-знатоки телепередачи «Что? Где? Когда?» значительно слабее предыдущих, он не соглашается даже с самим словом «знатоки».

— Цель игры — не знать все, а уметь думать, — говорит он. — Что до телеигры, то надо понимать, что от игроков зависит далеко не все. Телеверсия игры строится по законам ТВ. Учредителям передачи нужно занять как можно больше эфирного времени, чтобы показать всю запланированную рекламу и привлечь больше зрителей. Поэтому многие моменты в игре срежиссированы. В игровой среде принято считать, что каждый вопрос телезрителя заранее готовится в разных уровнях сложности. Допустим, телезрители близки к победе — чтобы оттянуть финал игры, знатокам задают упрощенную версию вопроса, и борьба продолжается. Если же победу знатоков надо сдержать -звучит такой же вопрос, но некоторые факты, необходимые для правильного ответа, умалчиваются.

Я дважды принимал участие в телеигре «Что? Где? Когда?» Оба раза команда знатоков проигрывала. Однако, если меня пригласят снова, я не откажусь, потому что играю во все, что движется.

На вопрос «Как творческое мышление и интеллектуальные игры помогут в бизнесе и политике?», Вассерман ответил, что роль творческих личностей очень велика и меньше не становится.

— Правда, на намерения бизнеса и политики это никак не влияет, — считает он. — Современные бизнес и политика крайне близоруки. Один из моих любимых авторов политических афоризмов Уинстон Черчилль сказал: «Политический деятель думает о следующих выборах, а государственный — о следующих поколениях». Так вот, сейчас в мире становится все больше политических деятелей, и все меньше — государственных. Аналогично и в бизнесе. Распространение акционерного бизнеса способствует тому, что руководители, особенно наемные менеджеры, думают исключительно о красоте ближайшего квартального отчета — потому что от него зависит текущий курс акций, а от текущего курса — собственное благосостояние. Поэтому и в политике, и в бизнесе все больше внимания уделяется сиюминутным вопросам.

Я пропагандирую совершенно иные решения — стратегические. Но дефицит стратегов заметен. Даже по тому, что мои публикации воспринимаются, скорее, как игры ума, нежели как руководство к действию. Я далеко не самый большой стратег из современных публицистов, и если даже те скромные предложения, которые вношу я, считаются чем-то заумным…

Отвечая на вопрос об интеллектуальном развитии молодых людей, Вассерман заметил, что нынешняя молодежь мало отличается от молодежи всех предыдущих поколений: ей также нужны и развлечения, и просвещение.

— И не ее вина, что сегодня развлечений дается больше, чем нужно, а просвещения меньше, -сказал он. — Не вина молодежи в том, что сама методика, диктуемая сверху, приписывает массовое оглупление. Так же, как и не заслуга молодежи в том, что хорошие преподаватели по мере сил и возможностей сопротивляются этой методике. К сожалению, молодой человек очень зависим от того, что делают с ним. Больше, чем от того, что делает он сам.

Важно сформировать навыки коллективного творчества у молодежи и вкус к творчеству и образованию. Иначе молодежь так и не поверит в то, что думать -это очень приятно. Мы надеемся пробудить удовольствие от мышления через интеллектуальные игры.

***
фото: Анатолий Вассерман

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта