«Заговорил» третий медальон
Мы уже сообщали о том, что в ноябре поисковый отряд «Обелиск» отыскал в Суровикинском районе Волгоградской области останки четырнадцати солдат 229-й «ишимской» стрелковой дивизии. И семь «смертных» медальонов. Вчера нам сообщили, что экспертам удалось прочесть еще один медальон. Уже третий.
Он принадлежал Кушину Михаилу Ефимовичу 1923 года рождения из д. Щучье Ярковского района. Согласно спискам потерь, составленным в 1946 году со слов его матери Парасковьи Ивановны, Кушин Михаил Ефимович «погиб в марте 1943 года». Так и напечатано в книге «Память», том 4, стр. 494.
Между тем, рядовой Кушин погиб еще в конце июля-начале августа 1942 года, когда 229-я дивизия, истекая кровью, сдерживала на правобережье Дона рвущуюся к Сталинграду 6-ю полевую армию Паулюса. Это стало ясно только через почти семьдесят лет, когда был найден и «заговорил» его смертный медальон.
В деревне Щучье, как нам удалось выяснить, прямых родственников погибшего солдата не осталось. В семье было семеро детей. Кроме Михаила, воевали Петр (он уже умер) и Егор, который живет в Омске и сильно болеет. Сын Петра — Николай Петрович Кушин, с которым удалось поговорить по телефону (он живет в селе Дубровном), родился после войны и не может ничего рассказать о погибшем. Сам Михаил ушел на фронт восемнадцатилетним, не успел жениться и не завел детей.
В заключение добавим: при сверке именных списков выясняется, что о четырех или пяти из каждых десяти юношей 1923 года рождения, призванных в 229-ю СД, не сохранилось никаких достоверных данных. Надежда только на усердие поисковиков из Волгограда (а не из Ишима или Ярково), да на счастливый случай.