Глина лунного кратера
На глиняный карьер «Кыштырлинский», который находится за поселком Винзили, приходят не только самосвалы, но и… люди, желающие излечить болячки.
На пресс-туре по карьеру одна из журналисток не удержалась: набрала себе пакет глины.
— У меня ноги болят — ставлю дорогущие уколы. Так лучше глину попробую, вдруг поможет!
Начальник карьера Александр Ефимовых только посмеивается:
— Вход на территорию запрещен, но больные ходят и ходят — никуда от них не деться. Так мы специально вывалили им машину глины за забором.
Сам он в лечебных свойствах сырья не уверен. Зато спокоен насчет строительных качеств: месторождению больше 30 лет, и оно единственное обеспечивает технической глиной местные кирпичные заводы.
— Дома стоят, — говорит Александр Аркадьевич. — У меня самого дом из винзилинского кирпича.
На фотографиях карьер похож на американские каньоны: череда уступов и обрывов, на фоне которых теряются даже экскаваторы и грузовики. Но, оказавшись на месте, понимаешь, что попал, скорее, в лунный кратер — потому что глина серая.
— Это после обжига она станет красной, — говорит Александр Ефимовых. — Или абрикосовой, если добавить в состав белую глину. А вообще у каждого месторождения цвет глины — свой, особенный.
Здесь, на Кыштырлинском, глина чистая, без примесей — можно сразу пускать в производство. Чтобы добраться до нее, рабочие сначала убирают верхний слой почвы. Затем экскаватор копает по окружности, постепенно опускаясь вглубь. Получается многоуровневая воронка, по уступам которой могут спуститься самосвалы.
Работа на карьере не прекращается и в холода. Более того, зимой она продуктивнее! Дождь превращает глину в непроходимое болото — не то что ездить, даже ходить по ней невозможно. Бывает, что в межсезонье работа останавливается на две недели.
Два других карьера компании «Тюменьнеруд» — песчаные, на Мулашах и Андреевском озере. В этом году благодаря господдержке компания купила спиральный классификатор и удвоила производство крупнозернистого песка, который нужен для изготовления бетона. В чистом виде в нашем районе он отсутствует, так что приходится делить добываемый песок на фракции. Отсасывается он со дна Андреевского грунтонасосной установкой. Вперемешку с илом и водой поступает в классификатор и механическим способом разделяется на мелкий и крупный.
На настоящий момент дно озера углублено на 15-20 метров, и это помогает избегать заболачиваемости. Только вот зимой добывать песок нельзя, так как озеро замерзает.
Сейчас дорогое оборудование ждет тепла, и на Андреевском работают лишь экскаваторы и машины, развозят песок по предприятиям Тюмени.