Много открытий ждут людей, которые начнут читать
Современному человеку сложно сориентироваться в большом книжном магазине, найти нужную книгу. Вывески новинок и лидеров продаж — выход для ленивого читателя.
Но именно к этим стендам, как правило, подводят нас продавцы. Хотя в журналах и интернет-изданиях можно найти альтернативного проводника по книжному миру — рецензии литературных критиков. Их, кстати, в нашей стране не так много. Один из самых известных приехал на несколько дней в Тюмень.
Константин Мильчин впервые побывал на региональном конкурсе «Книга года-2011». Для начала рассказал немного о себе…
Родился Константин Аркадьевич в 1980 году. Окончил историко-филологический факультет Российского государственного гуманитарного университета. На четвертом курсе ему предложили написать рецензию на историческую книгу. С тех пор литературная критика — его основная профессия.
Мильчин вел передачи о книгах на телеканале «Культура» и радио «Маяк», печатался в журналах «Иностранная литература», «Тайм-аут», «Ведомости. Пятница». Сейчас его основное место работы -журнал «Русский репортер».
— Я читаю книги и рассказываю о них людям. Говорю, что стоит читать, что не стоит. Беру интервью у писателей, издателей, -рассказывает Мильчин. — Читаю много: пять книг в неделю. Это, конечно, не совсем нормально. Но такая у меня профессия.
— А что-то для себя читаете?
— Вот поеду в отпуск на три недели. Буду с удовольствием читать книги. Философию, экономическую литературу.
— Читаете электронные книги?
— Да, в силу своей несчастной профессии почти все читаю в электронном виде: с компьютера, телефона, планшета. Но все равно я хочу, чтобы на моих полках стояли книги… Они вкусно пахнут, приятны на ощупь. Я думаю, в будущем повседневная массовая литература уйдет в электронный формат, а бумажные издания станут арт-объектами. Вернется экслибрис, книга будет штамповаться. Прогресс всегда убивает что-то старое и создает новое.
Будет ли электронная книга доступной для всех или платной -отдельная тема для дискуссии. Сохранятся издательства или нет 1 — неизвестно.
— А литературные критики останутся?
— Я как-то писал о том, что профессиональный оценщик отомрет, а ему на место придет социальная сеть. Есть много сайтов, где люди высказывают свои мысли о прочитанных книгах. Однако профессиональный критик всегда приспосабливается к ситуации. Статус оценщиков постоянно меняется. В конце 80-х — начале 90-х годов критики были очень популярны. Они собирали массу людей. Может быть, через полгода это повторится. А, может быть, интерес к ним погаснет.
— Говорят, Россия стала намного меньше читать. Зачем тогда нужна литературная критика?
— Это чудовищно, что читать перестают! Некоторые люди разучились разговаривать. Что больше всего меня удивляет — даже продавцы в московских книжных магазинах не могут связать двух слов…
Но что же будет, если и критики замолчат? Мы стимулируем людей, направляем их.
Невежды были во все времена. Еще в детстве я ходил на спектакль «Горе от ума». И весь спектакль мужчина рядом со мной восклицал: «И эта фраза отсюда? Разве это не поговорка?»
Много открытий ждут людей, которые начнут читать.
— Что можете посоветовать нашим студентам, которые хотят стать критиками?
— Есть несколько базовых правил. Во-первых, надо прочитать книгу, — смеется Мильчин. — Как ни странно, так поступают не все. По рецензиям коллег я сразу могу сказать, на какой странице он закрыл книгу. Читать книжки -это хорошо. Еще лучше, если вы прочли несколько книг одного автора, чтобы находиться в контексте его творчества. Во-вторых, неплохо бы узнать историю самого автора. Одной книги не хватит для полноценной рецензии.
А здесь надо подчеркнуть: сайт «Википедия» — не является источником информации!
— Пообщаться с автором лично еще лучше…
— Да, в конце сентября я летал в Милан, общался с живым классиком и главным постмодернистом мира Умберто Эко. Его дом стоит в центре города напротив замка Сфорца. В коридоре — книжные шкафы до самого потолка. Там стоят издания нескольких веков.
Более древние хранятся в кабинете Эко, куда пускают только избранных. И пахнет старинными книгами. Мне стало страшно к ним прикасаться. В гостиной — классика французской литературы, романы-фельетоны. Все эти книги использовал в своих подделках капитан Симонини из последнего романа Эко «Пражское кладбище», который скоро появится в России.
Писатель мне очень понравился — приятный, веселый с тонким юмором. У него очень красивый сад.
— Что должен уметь журналист?
— Журналист — одна из самых сложных профессий. Он должен быть историком, филологом, знать философию, экономику. Два года я работал в бизнес-журнале и брал интервью у предпринимателей. Казалось бы, совсем не моя направленность.
— Лучшая книга года, на ваш взгляд?
— Рэндалл Лейн, «Нулевые»… Но я не утверждаю, что мое мнение — закон.
Я стараюсь писать так, чтобы мне не было стыдно за свой текст. Чтобы я смог ответить за каждое свое слово.
Вопросы задавали студенты, преподаватели и автор.
***
фото: Константин Мильчин.