X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Летописцы никогда не уходят бесследно

В архивах городского общества жертв политических репрессий хранится множество историй. Но героев этих историй уже нет в живых. Уходят из жизни и авторы воспоминаний, семейных летописей.

Три года назад не стало Валентины Уткиной…

Помню Валентину Павловну — энергичную, подвижную, миниатюрную женщину — по одной из поездок в Тобольск. В светлом костюме и шляпке, очень собранная и аккуратная. Листаю папку с воспоминаниями и во всем узнаю Валентину Павловну — все разложено по полочкам, отпечатано на машинке, отсканированные фотографии точно подписаны. Видно, свою аккуратность и точность во всем она передала по наследству дочери Марине, которая помогла матери оформить папку-летопись.

… А началась история семьи Уткиных в деревне Караульный Яр Ярковского района. Родители, Павел Тихонович и Мария Константиновна, поженились в 1923 году. Оба были неграмотными, но хорошо знали, что такое труд. Семья была большая: родители, мать отца и ее сестра, пятеро детей — Александр, Валентина, Анфуза, Таисья и Леонид.

Валентина Павловна вспоминает:

«Отец работал кузнецом. А также владел и другими ремеслами — делал лодки, столярничал. Построил свой дом. Я часто спрашивала бабушку, как они жили до колхозов. Она рассказывала, что жили неплохо. Было свое хозяйство. Держали крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, гусей, кур. Ловили рыбу. Имели несколько гектаров пашни и сенокоса. Чтобы держать такое большое хозяйство, надо много трудиться!

В 1931 году началась коллективизация. Отец отдал в колхоз самую хорошую лошадь с упряжкой, расписной дугой с колокольцами и камовку красивую. Стали землю пахать, все межи вспахали, и не понять, где чья земля. Все стало общее. Также и на сенокосе. Отдавали в колхоз пшеницу для посева, чтобы на следующий год у колхоза были свои семена».

В 1932 году Уткиных раскулачили. Из сундуков вытащили все, вплоть до рулона льняного полотна, из которого женщины шили одежду, скатерти, полотенца. Забрали у семьи половину дома, там разместилось правление колхоза. А Уткины в чем были, в том и остались, им пришлось налаживать свой быт заново. Отец где-то достал кошму, на ней и спали — летом на полу, зимой на полатях. Чтобы прокормить себя, ходили в лес по грибы и ягоды, ловили рыбу.

«В 1937 году отца арестовали, хотя никакого преступления он не совершал. Как же нам было горько! Мы ничего не могли понять, всю ночь просидели у окна и проплакали. Утром мама послала меня к сельсовету передать отцу булку хлеба. Но милиционер меня не пропустил. Из нашей деревни забрали девять человек. Помню, как забрали двух братьев. Они уже были старенькие, под семьдесят лет. Один кое-как залез в машину, а другой не мог, его так и закинули в кузов.

В машине сидело с десяток милиционеров, все они были вооружены. Когда стали выезжать из ворот сельсовета, у меня кто-то взял булку хлеба и забросил в кузов. Машина поехала — стали стрелять, чтобы никто близко не подходил. Я стояла на мосту и смотрела вслед. Мама за меня испугалась, она подумала, что стреляли в меня.

После этого люди боялись выходить из дома. Много лет мы не знали, где наш отец. В школу придем, а нас ребятишки дразнят: «Ваш отец — враг народа». Идем из школы — плачем, ходить туда больше не хотелось. Мама уговаривала, что надо учиться: «Терпите! Вырастете — пойдете работать».

Через много лет семья узнала, что отец необоснованно обвинялся в том, что «. состоял членом контрреволюционной повстанческой организации, ставившей своей целью свержение советской власти вооруженным путем. Среди колхозников вел антисоветскую пропаганду. Виновным себя не признавал…» 26 октября 1937 года тройка при УНКВД по Омской области приговорила Уткина Павла Тихоновича к расстрелу. Приговор привели в исполнение в Тобольске 31 октября того же года. В 1942-м Валентина окончила семь классов, ей тогда было уже 14 лет. Стала работать в правлении — мыла полы, топила печи, была рассыльной. Получала тридцать трудодней. Затем ее поставили на более трудную, тяжелую работу. Полола лен, заготовляла дрова, убирала хлеб, косила траву, ворошила сено. Пять лет отработала на лесоповале — вот где и боль, и слезы.

В 1948 году получила правительственную награду «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А вскоре переехала в Тюмень. Здесь окончила медучилище с квалификацией «медсестра» и курсы Красного креста, вышла замуж, родила двоих детей. Началась другая жизнь — мирная.

По фотографиям видно, что была эта жизнь нелегкой, но счастливой. Есть снимки с коллективом яслей, в которых работала Валентина Павловна, с друзьями на отдыхе, с семьей, с детьми и внуками.

Но это история уже другой семьи, у которой будут свои летописцы. И пусть им предстоит рассказать потомкам счастливые и радостные истории.

***
фото: Валентина Павловна, 9 мая 2003 года, Тарманы;На работе в детских яслях N 10;Валентина Павловна с мужем Василием Васильевичем и детьми.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта