Тайны собственного дома
Вообще-mo двери этого подвальчика в доме N 44 по улице Урицкого несколько лет подряд были открыты для всех желающих — с утра и до вечера. В 2008-м году здесь появилось кафе, а потом начала работать служба доставки еды…
Однако в среду около четырех часов дня попасть туда было невозможно. Дверь запер какой-то молодой человек, который молниеносно проскользнул мимо собравшихся у входа в кафе жителей 44-го дома и, щелкнув замком изнутри, скрылся в подвальчике.
Стучались — бесполезно. Телефоны службы доставки тоже не отвечали — наверное, шустрый парень успел предупредить своих коллег о нежелательных посетителях.
«Нежелательными» жители 44-го стали с тех пор, как узнали, что подвальное помещение (около ста квадратных метров) их дома находится в их же собственности. А значит, они имеют все основания распоряжаться его судьбой по своему усмотрению.
Старожилы вспоминают, что еще в советские времена они так и поступили — обустроили в подвальчике «красный уголок». Поставили стол, принесли стулья, стали собираться вечерами с соседями, пить чай, проводить общедомовые собрания. Днем сюда прибегали местные ребятишки, делали вместе уроки, рисовали… А потом пришли пожарные и сказали, что подобное «заведение» противоречит правилам безопасности. Подвал заперли.
Но в начале 90-х годов опять открыли. Правда, жильцы дома к этому уже никакого отношения не имели. Судя по всему, помещение было сдано в аренду — здесь периодически появлялись то какие-то фирмы, то офисы, то вот — кафе. Однако кто был арендодателем, местные не знали. Предполагали, что городские власти. Поэтому в обособившуюся жизнь своего подвальчика особенно не вмешивались. Разве только делились друг с другом недовольством по поводу такого соседства и милицию несколько раз сюда вызывали: в 2009 году возле кафе собирались очень уж шумные компании…
— Это еще что! — рассказывает представитель инициативной группы жильцов дома N 44 по улице Урицкого Надежда Юкечева. — Из подвальной кухни к нам в подъезд и квартиры первого этажа бегут тараканы, летом летят мухи. А совсем недавно одна из наших соседок поймала у себя в ванной комнате огромного жука.
Но последней каплей терпения жильцов стал даже не этот жук, а уведомления о проведении заочного голосования за безвозмездную передачу подвального помещения в собственность нынешнего арендатора Хажеева Р.Н. Эти уведомления по квартирам разносили в мае 2011 года.
Тогда-то жильцы и встрепенулись — раз обращаются с просьбой об отторжении к ним, значит, хозяева подвала — они.
— После этого инцидента мы сразу же написали письмо в прокуратуру, — продолжает Надежда Юкечева. — Оттуда нам пришел ответ, что подвал сдан в аренду… с нашего согласия.
Инициативные жители раздобыли договор от 2008 года, где, и правда, написано, что они не против аренды. Только вот их подписей в документе нет, а представителем арендодателей — жильцов дома — выступает одна из их соседок.
— Но мы ее не выбирали доверенным лицом, никакого собрания по этому поводу не проводилось, — разводит руками Надежда.
Женщина, чья подпись стоит в договоре, на контакт с возмущенными соседями идти отказывается. Сказала только, что несколько лет назад она якобы лично ходила по квартирам и собирала подписи. Но бумагу с теми подписями не показывает. Потому что ее просто-напросто не существует, уверены остальные жильцы.
Еще раз внимательно перечитав договор, они узнали: подвальное помещение передано в аренду с условием, что арендатор займется ремонтом подвальных коммуникаций.
— Нашему дому около сорока лет, — говорит Надежда Юкечева. — Капитальный ремонт здесь не делался лет двенадцать. И, в принципе, мы были бы не против того, чтобы арендатор отремонтировал вверенное ему помещение.
Вполне возможно, в таком случае собственники и смирились бы с кафе на своей территории. Но арендатор отказался показать жильцам дома акты о проделанных работах. Может, ремонта никакого не было?
За помощью в решении этого непростого вопроса представители инициативной группы обратились в приемную партии «Справедливая Россия».
— Согласно договору, — рассказывает руководитель общественной приемной, юрист Владислав Карелин, — жильцы имеют право объявить арендатору о расторжении соглашения за 60 дней до того, как истекает срок его действия.
Они так и сделали: осенью прошлого года отправили арендатору официальное письмо и две телеграммы — с просьбой освободить подвальное помещение до 11 января 2012 года. В уведомлении о получении писем он расписался, но в день «Икс» на дверях подвальчика все так же висела табличка с названием кафе «Свифт». Мало того — рядом было объявление, из которого выходило, что работники кафе не только не собираются съезжать, но еще и набирают новых сотрудников.
Поэтому в среду днем у дверей подвальчика и собрались жильцы 44-го. К ним присоединились Владислав Карелин, представитель управляющей компании «Сибэнергосервис» и юрисконсульт департамента городского хозяйства Дмитрий Забелин. Хотели в присутствии арендатора, которого заранее предупредили о встрече, подписать акт об отказе освободить занимаемое помещение.
— Дело в том, что 14,68 процента дома находится в ведомстве города, — говорит Дмитрий Забелин. — Получается, город — один из собственников дома, поэтому мы тоже будем подписывать акт.
По словам участников инициативной группы, на общедомовом собрании против продления договора аренды проголосовали 70 человек. В акте об отказе освободить подвал расписались все собравшиеся около запертого кафе. Этого достаточно, чтобы подать иск в суд на не-добросовестного арендатора.
— Мы будем ставить условия, чтобы он освободил помещение и сдал ключи от подвала нам на руки, — делится планами Надежда Юкечева. — Если бы он пошел с нами на контакт и действительно занялся ремонтом, мы бы еще подумали о продлении договора. Но сейчас уже поздно — жильцы убедились в его ненадежности.
Теперь еще — и в негостеприимстве. Дверь кафе в среду перед жильцами дома так никто и не открыл.
А пару дней спустя с нее исчезло объявление о поиске повара, зато появилась табличка, сообщающая, что кафе закрыто. на ремонт. Неужели спохватились? Не поздновато ли?
***
фото: Жильцы у запертой двери.