Грабеж — реальным. А наказание?
Теперь все однокурсники Андрея, увидев его новенький рюкзак, сразу припоминают историю трехмесячной давности.
Самому же Андрею вспоминать ее не очень-то хочется — с тех пор он старается не ходить по улицам своего (всегда думал, что относительно безопасного) города. А в тот раз, 1 октября, об этом еще и не задумывался. Возвращался ночью от друзей домой. Пешком. Оставалось всего ничего, только перейти железнодорожные пути под пермяковским путепроводом — от улицы 50 лет ВЛКСМ до улицы 30 лет Победы.
— И тут меня кто-то сзади похлопал по плечу, — рассказывает студент. — Поворачиваюсь, а там трое парней. На вид примерно моего возраста.
Просить «прикурить» и завязывать беседы не стали. А сразу же выдвинули требования: деньги, телефон, в общем, все, что есть ценного. Самое ценное, что было у Андрея с собой, — рюкзак с книгами (совсем недавно привез из Москвы и еще не успел прочитать), он перехватил покрепче и попробовал пройти мимо обступивших его грабителей. Но тем было невдомек, что студент испугался за книги. Подумали, раз так сильно вцепился в сумку, значит, есть, чем поживиться.
Подставили подножку, повалили на землю. Двое пинали, один обшаривал карманы, потом поменялись ролями: кто-то стаскивал с Андрея рюкзак, а другие продолжали избивать. Кто именно, студент уже не видел — закрывал голову и лицо руками, чтобы не прилетело тяжелым ботинком.
— Признаться, сколько раз слышал о таких историях по телевизору, но совершенно не был готов дать этим хулиганам отпор, -разводит руками Андрей. — Может, если бы еще мы оказались с кем-то из них один на один. Но когда против тебя банда… Тут, я думаю, даже бы газовый баллончик не помог, будь он у меня.
Ночные разбойники, почувствовав беззащитность своей жертвы, разошлись не на шутку. Подстегивая друг друга, продолжали беспорядочно избивать Андрея, хотя и телефон из кармана уже вытащили, и рюкзак отобрали. Но тут кто-то из них наконец-то спохватился, что пора бы уже и бежать. А вдруг кто увидит?
Некоторое время Андрей еще лежал на земле — все тело ломило от ударов. А потом поковылял домой, вызывать полицию.
— С номера 02 меня сразу же переадресовали в наш четвертый отдел полиции, — вспоминает студент. — За мной прямо во двор подъехали сотрудники на полицейском «бобике». Сказали, что сейчас мы будем ездить по району и искать моих обидчиков.
Вот только ехать непосредственно на место преступления полицейские отказались. Объясняли что-то по поводу «нейтральной территории». Дескать, тот участок, где ограбили и избили Андрея, не принадлежит ни им, ни соседним отделам полиции.
Времени было уже три часа ночи (к тому же, грабители били и по голове, и она болела), поэтому Андрей мало ориентировался в ситуации и доверился сотрудникам безоговорочно. На «нейтральную» территорию они так и не поехали, колесили по второму микрорайону. Через час такого объезда «бобик» был набит подозрительными парнями, которых патрульные встретили по дороге. Только не было среди них ни одного из тех трех грабителей.
Еще через час экскурсии по ночному городу Андрей и себя начал чувствовать едва ли не преступником, поэтому, когда его отпустили домой около пяти часов утра, вздохнул с облегчением.
— Пока мы ездили, полицейские все укоряли меня, что брожу ночью по городу, — говорит студент.
— Ну, я и спросил их: как они в студенческие годы добирались домой, если припозднились, а денег на такси нет? Наверное, так же. Потому что больше меня не подкалывали.
На следующий день Андрей сам отправился на « нейтральную» территорию и нашел неподалеку свой разорванный рюкзак, а в нем — книги. Налетчикам они не пригодились, зато предсказуемо исчезли сотовый телефон, диктофон, плеер. Документов в рюкзаке тоже не оказалось.
Через месяц Андрею позвонили из четвертого отдела, пригласили опознать вещи: телефон нашли через комиссионный магазин, а плеер и диктофон — через перекупщика, который и сдал воров.
— Тогда я по-настоящему обрадовался: правосудие восторжествует, и бандитов по справедливости накажут. Наивный! — говорит молодой человек.
Руслан Букаев (вероятно, главарь ночной банды) повел себя, как профессиональный правонарушитель. Быстренько «скинул» своих подельников. То есть, признался полицейским, что он бил и грабил, а они ни при чем. Казалось бы, благородно. А на самом деле — очень грамотно и дальновидно. Просто Букаев знал, что за грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору, дадут больше, чем за простой грабеж. Может, адвокат научил?
— Да нет, это он сам, — уверен Андрей. — После очной ставки следователи сказали мне, что Букаев был ранее судим, и тоже за грабеж. Получается, опыт в таких делах у него есть. Но и адвокат себя проявить в этой истории сумел.
За день до суда на сотовый телефон Андрея позвонил какой-то мужчина, представился… судьей. Интересовался, есть ли у потерпевшего какие-нибудь требования к обвиняемому. Студент растерялся, сказал, что будет просить возмещения материального ущерба (документы так и не нашлись, пришлось восстанавливать, да и рюкзак пришел в негодность) и морального вреда. «Судья» заверил, что обвиняемый согласен на это условие.
А на следующий день Андрей познакомился с настоящей судьей по его делу — женщиной.
— Потом, уже на процессе, я узнал голос человека, который со мной разговаривал по телефону от имени «судьи». Это был адвокат Букаева, — говорит студент.
Сам Руслан Букаев подошел к Андрею в коридоре Ленинского суда. Так же похлопал по плечу, как и той ночью, только денег и телефон просить в этот раз не стал — попросил прощения. И тут бы пострадавшему растрогаться и простить своего обидчика, но в нос Андрею ударил резкий запах… перегара.
— На алкотестере его, конечно, никто не проверял, но на суд он пришел поддатым, это факт, — говорит ограбленный молодой человек.
Может, для храбрости, а может, заранее праздновал победу?
На суде Букаеву дали два года условно (первая судимость была такой же), а Андрею отказали в компенсации, хотя он и просил-то немного.
Из здания суда парни выходили вместе. Вот только один пошел в университет на пары. А другой?
***
фото: Вот здесь уж точно не ограбят.