«Челяба», помять сердца…
Неужели все это было? Неужели я стоял рядом с молоденьким Третьяком, разговаривал с Цыгуровым, видел, как шикарно забрасывает шайбу в чужие ворота Мальцев? А ведь было, было!
Спасибо, Челябинск начала 70-х годов, за великолепный хоккей, который наконец-то стал доступен скромному студенту журфака Уральского госуниверситета! Сначала я просто попал сюда на практику — и вернулся. Да и как не возвратиться, когда играют совсем не хилый «Трактор» и могучее ЦСКА (или, например, московское «Динамо»). Когда ты сидишь в переполненном Дворце спорта, такой же взбудораженный, переполненный эмоциями, как и все остальные. Когда еще раньше, у входа на ледовую арену, тебя теребят назойливыми просьбами о лишнем билетике — а у тебя его нет, зато есть единственный, для себя любимого…
Мне тогда несказанно повезло: знакомые журналисты вывели на паренька моего возраста, работавшего во Дворце спорта (то ли светом он занимался, то ли музыкой — это в памяти уже не сохранилось). Мы быстро нашли общий язык, и он периодически снабжал меня разовыми пропусками или билетами (практикант газеты «Челябинский рабочий» вряд ли мог рассчитывать на постоянную аккредитацию на хоккее, которая есть у меня теперь).
Это всегда был волшебный вечер. Пройти через милицейские рогатки на площади у Дворца (помнится, он стоял близ реки Миасс — и, наверное, находится там по-прежнему; я давно не бывал в Челябинске и, увы, знаком с новой роскошной ареной только по телевизору). Миновать контролеров, подняться на трибуну, увидеть сверкающий лед. И, конечно, самих хоккеистов, среди которых были все звезды тогдашнего советского хоккея.
Самый красивый гол, который мне довелось здесь увидеть, — это, наверное, великолепное соло динамовца Александра Мальцева, одного из самых ярких игроков той поры, воспитанника кировочепецкой «Олимпии». Вот он стремительно вкатывается в зону и вроде бы все будет делать традиционно. Но это мы так думаем, а искусный Мальцев, умница и хитрован, вдруг делает разворот, внезапный для голкипера, и бросает так, что тот превращается в беспомощную мишень. Вот это трюк, вот это мастерство!
Как известно, самые сильные и мастеровитые хоккеисты тогда были — искусственным образом — собраны в двух московских клубах, ЦСКА и «Динамо». Провинциальные клубы таких возможностей не имели. Хотя замечательный тренер Борис Кулагин сумел создать очень сильную команду «Крылья Советов» -но тоже в столице. «Крылышки» имели ударную тройку атаки Юрий Лебедев — Вячеслав Анисин — Александр Бодунов. И здесь же «засветился» талантливый форвард Сергей Капустин (позже ставший армейцем и составивший известное звено сборной СССР, где его партнерами стали Хельмут Балдерис и Виктор Жлуктов).
Олимпийский чемпион и обладатель семи золотых медалей чемпионатов мира, Капустин, увы, очень рано ушел из жизни — в 42 года. А ведь мы были сверстниками. Тем важнее мне сейчас вспомнить этого незаурядного хоккеиста, за которым я тоже пристально следил, когда «Крылышки» играли в Челябинске. Он был нестандартен во всем — и защитники, мучаясь с опекой непредсказуемого форварда, никак не могли угадать, что он будет делать в следующий конкретный момент? Рванет вперед, так, что не догнать?
Отдаст скрытый пас? Бросит с ходу на неудобной для вратаря высоте?..
В 1974-м Кулагин, Капустин и вся их компания наконец-то одолели суперЦСКА и стали чемпионами Советского Союза. Сенсация, да и только!
Но я не должен забывать о «Тракторе» — команде, которая мне очень нравилась в ту пору и где были собраны хорошие мастера — например, Валерий Белоусов, лихой форвард (а ныне наставник того же «Трактора», одного из лидеров КХЛ, мэтр нашего тренерского цеха). Блистала тройка Шорин — Картаев — Бец, а в обороне выделялся настоящий атлет Цыгуров (Геннадий Федорович — ныне главный тренер «Лады», где работает вместе со своим сыном -по осени приезжал в Тюмень, и его команда выиграла у «Рубина»).
Впрочем, «Трактор» середины 70-х годов не мог всерьез биться за медали — слишком сильны были конкуренты. Седьмое-восьмое места -вот чего удавалось достичь в чемпионатах страны. Впрочем, сам турнир был очень трудным и престижным — ведь на Запад еще никто не уезжал (вернее, не выпускали), и все советские таланты ледовой игры блистали на родных просторах, а не тешили заокеанскую публику за миллионные гонорары.
В 1978-м, уже работая в Тюмени, я получил счастливую возможность поехать туристом на мировой чемпионат в Прагу. Правда, попали мы только на предварительные игры — но все равно зрелище оказалось изумительным, а впечатления — острыми и сильными.
Вот когда я увидел их всех вместе, а не по отдельности — Валерия Харламова, Александра Мальцева, Бориса Михайлова, Владислава Третьяка, Сергея Капустина и других. Нашу великую сборную.
Но присутствовали в ней (и играли очень здорово) и совсем молоденькие парни, новички — Вячеслав Фетисов и Сергей Макаров. Это теперь они легенды отечественного хоккея, люди с мировой славой, выигравшие за свою карьеру все и вся. А тогда это явилось для Славы и Сережи первым восхождением.
За Макарова я переживал отдельно и особо — челябинский парень, воспитанник школы «Трактора»! И он не потерялся среди звезд первой величины, которой была насыщена команда Виктора Тихонова и Владимира Юрзинова. Вот, смотрю энциклопедию «Хоккей», изданную в 1990-м и подаренную мне старшим братом Мишей. Невозможно помнить все, на то и существуют такие вот кладези фактов. Нахожу сведения о ЧМ-1978. Сережа Макаров забросил три шайбы и отдал две голевые передачи -не всякий дебютант мирового первенства может похвастать тем же!
… А вообще-то мы неплохо знаем трех братьев Макаровых, так много сделавших для отечественного хоккея. Старший, Николай, прекрасный защитник, тоже чемпион мира, неоднократно приезжал в Тюмень — как и средний брат, Юрий, выбравший свисток хоккейного судьи. Что касается Макарова-младшего, то он в свое время уехал за океан и играл в НХЛ — когда это стало возможным.
… Перед самым Новым годом-2012 я сделал жене подарок: новый телевизор и кабельное ТВ с почти 120-ю каналами. И сам тайно выиграл — спортивные каналы тут самые разные. А вот отсутствие хоккейного КХЛ-ТВ оказалось существенным минусом. До вечера четверга, когда Дед Мороз послал мне чуть припозднившийся подарок: канал Континентальной хоккейной лиги заработал!
И надо же случиться такому знаменательному совпадению: показывали аккурат матч челябинского «Трактора» и рижского «Динамо».
Разумеется, это совсем не тот «Трактор» к которому я был так близок в 70-е годы: канадский вратарь, канадский защитник, чешский нападающий. Остается одно, то, что вне времени, что похвально неизменно — молодые российские таланты. И, взирая на Евгения Кузнецова, который в свои 19 лет играет уже за национальную сборную России, а в «Тракторе» удостоен чести выступать за первое звено, я неизбежно вспоминаю, что Сергею Макарову на пражском льду-1978 было тоже 19.
Все лучшее повторяется. А вернее, рождается заново.
Вот и пропел я свой маленький гимн хоккейной «Челябе», где некогда провел во Дворце спорта незабываемые часы, удивительные вечера. Смотрел во все глаза на великих хоккеистов и тренеров.
Впрочем, прошлое — это начало моста в будущее. А в будущем (может быть, даже раньше, чем мы думаем) тюменский «Рубин» и челябинский «Трактор» вновь станут соперниками, вновь будут играть в одной элитной лиге. И каждый тюменский болельщик сейчас упорно и упрямо идет со своей любимой командой по дороге к «Изумрудному городу», который называется на самом деле — Континентальная хоккейная лига.
Вот сейчас сделаю паузу, перестану стучать по клавишам, налью себе чаю — и тихо помечтаю о новом тюменском хоккее. Со всеми звездами перед нашим восхищенным взором, с обилием интереснейших матчей и водопадом новых эмоций.
Ради такого стоит набраться терпения и подождать, пока плод созреет.
***
фото: Страж ворот «Рубина» и лучший голкипер ВХЛ Александр Судницин встал на коньки 9-летним мальчишкой в Красноярске, но отменным вратарем его сделали как раз в Челябинске;Знаменитая пятерка сборной СССР — Сергей Макаров, Алексей Касатонов, Игорь Ларионов, Вячеслав Фетисов и Владимир Крутов.