X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Экзамен в экстремальных условиях

Никому бы не хотелось оказаться в чрезвычайной ситуации. Но некоторые участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников добровольно согласились на такое испытание.

В отличие от многих других предметов, включенных в программу олимпиады, этап по основам безопасности жизнедеятельности включал в себя не только теоретическую, но и практическую часть. Причем, с выездом в «поле» на реальное место действия. Таким полигоном для демонстрации навыков по выживанию и оказанию помощи в экстремальных условиях стал полигон детско-юношеского центра «Аванпост».

Попробовать себя не только в теории, но и на практике решили 38 школьников из 13 муниципальных образований области. Соревнования проходили в двух возрастных категориях: учащиеся 9-х и 1011-х классов. В младшей возрастной группе никто из тюменцев не заявился, а в старшей честь областного центра защищали старшеклассники гимназии при ТюмГУ.

Практическое испытание состояло из нескольких этапов: пожарно-технического, химзащиты, полосы выживания, туристских навыков, стрельбы из пневматической винтовки и оказания первой медицинской помощи. По традиционным олимпийским правилам на каждом рубеже учитывались количество и качество правильных ответов, данных участником, и время их выполнения. В условиях чрезвычайной ситуации счет обычно идет на минуты, поэтому и школьникам на этапах давалось максимум три минуты для выполнения заданий.

Из фильмов про путешественников, попавших на необитаемый остров, все знают, что пострадавшие в кораблекрушениях первым делом пытаются подать какие-то сигналы бедствия. Но, оказывается, выложить камушками на песчаном берегу слово «SOS» — не самый эффективный способ. Есть и множество других сигналов. Так же, как азбука Морзе, система кодовых сигналов на флоте или жесты регулировщика — эти знаки понятны говорящим на всех языках. Набор не так велик, но, как любую сигнальную систему, их надо знать назубок. Один поворот руки в другую сторону — и значение сигнала поменяется с точностью до наоборот.

Галя Безбородова

Например, Ольга Родина из Ишима была чуть-чуть не точна, а вместо сигнала «здесь опасно приземляться» у нее получилось «все в порядке». К слову сказать, даже судьи на этапе, прежде чем оценить участника, сверялись с энциклопедией выживания. Но задания в билетах были такие сложные, что обычные справочники не давали на них полного ответа.

Если с жестами направо и налево участницы соревнований иногда и путались, то с вязанием узлов справлялись блестяще, не превышая контрольного времени. Как завязать «австрийский проводник» или «стремя» — для девушек не было загадкой.

Очень аккуратно юные знатоки ОБЖ проходили и полосу зоны химического поражения. Некоторые, правда, признавались, что путались в громоздком прорезиненном плаще-комбинезоне и еле тащили ноги в огромных сапогах-бахилах не только потому, что так требовали правила (в зоне химического заражения надо идти медленно, чтобы не поднимать пыль), но и просто потому, что передвигаться в такой одежде очень неудобно.

А для юношей-девятиклассников одним из самых сложных оказался этап оказания первой медицинской помощи… младенцу. Увидев пупса с открытым ртом, они почему-то терялись. А на руки его брали так, будто это действительно задыхающийся трехмесячный ребенок. С видимым облегчением они переходили к этапу, на котором пострадавшего имитировал взрослый человек.

Чтобы ситуацию максимально приблизить к действительности, Дмитрий Гусев, член жюри, давал каждому участнику «вводную». Например, лежит человек в коридоре школы и не шевелится, рядом никого нет — что будете делать? Или: на обочине дороги возле автомобиля — человек в луже крови. Как ему правильно помочь? Искать ответ и действовать надо максимально быстро. И не потому, что экзамен, а потому, что в подобных ситуациях время не ждет.

По итогам двух этапов, теоретического и практического, два участника набрали максимальное количество баллов. Даже с точностью до сотой доли процента результаты оказались одинаковыми у Станислава Желудкова, одиннадцатиклассника гимназии ТюмГУ, и Алексея Клевцова из Голышманово. Они и стали победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады.

***
фото: Конкурсант на этапе химзащиты;Узлы вяжет Екатерина Ульянова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта