X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Теперь хоть на Северным полюс

— Рабочие, которые в свое время не остались на заводе, до сих пор обижаются на меня, — говорит Нина Косинцева, главный технолог компании «Лидер».

В 2001-м году Нине Петровне пришлось отбирать для нового предприятия наиболее квалифицированных рабочих с прекратившего существование завода автотракторного электрооборудования.

— Ежедневно я встречалась с сотрудниками, разговаривала с каждым. Старалась выбрать универсалов…

Сейчас компания «Лидер», созданная на материально-технической базе завода АТЭ, — главный российский производитель предпусковых электроподогревателей двигателя для легковых и грузовых машин.

— Конечно, это не главный автомобильный компонент, и без него, в принципе, можно ездить, — рассказывает генеральный директор компании Денис Хренов. — Но, согласитесь, если за окном температура ниже минус 25, то у вас явно будут проблемы с запуском двигателя! И, так или иначе, ситуация потребует решения!

… Немного технических подробностей. Основной элемент устройства — электрический тэн. Заключенный в алюминиевый корпус, он встраивается в систему охлаждения автомобиля, подключается к сети 220 В и разогревает охлаждающую жидкость двигателя. Жидкость циркулирует, и, таким образом, обеспечивается прогрев мотора.

Галя Безбородова

Генеральный директор называет плюсы своей продукции: гарантированный запуск двигателя в любой мороз, экономия топлива, доступная цена. Ограничение, связанное с необходимостью подключения к сети, сейчас снимается тем, что на многих стоянках устанавливают розетки. Еще проще автовладельцам, живущим в частном секторе.

— А на Севере, — говорит Денис Сергеевич, — почти из каждого окна пятиэтажек тянутся к стоящим во дворах машинам электрические провода, потому что большинство автомобилей оборудовано нашими подогревателями. Для многих название тюменского подогревателя «Северс-М» практически стало именем нарицательным.

Галя Безбородова

Первое устройство сконструировали еще на заводе АТЭ. Но нынешние модели, говорят в компании, лишь отдаленно напоминают своих предшественников: повысилось качество комплектующих деталей, увеличился ресурс работы. Хотя производят их те же самые люди, что и двадцать лет назад.

В цехе первое, на что обращает наше внимание Нина Косинцева, — схема расположения станков и рабочих мест:

— Все этапы производства максимально приближены друг другу, -рассказывает Нина Петровна. -Много было сделано перестановок, пока мы не нашли оптимальный вариант. Мне было поручено организовать рабочее пространство от начала до конца. Сказали: раз ты технарь — справишься. (Главный технолог окончила Шадринский автомеханический техникум. На тюменский завод пришла в 1984 году).

Галя Безбородова

Начинается изготовление подогревателя на участке литья цветных металлов. Здесь жарко, стоят воздухозаборы и вентиляторы. Тагир Файзуллин черпает расплавленный алюминий ковшом и отправляет порцию в машину. Через минуту из нее выйдет парящий корпус будущего обогревателя. В платке-косынке литейщик напоминает повара, выпекающего пирожки, правда, говорит, что выпечкой никогда не занимался: для этого у него в доме две женщины.

На завод АТЭ Тагир пришел в 1988 году. Несмотря на такой солидный стаж на одном предприятии (пусть второе и выросло из первого), каждый день узнает на работе что-то новое.

— По мне, работа такой и должна быть, тогда она приносит человеку пользу.

После литья детали отправляются к обрубщикам, которые удаляют с изделия излишки металла. Параллельно на участке литья пластмасс женщины изготавливают клапаны, резиновые прокладки.

Галя Безбородова

… Обработанные корпуса подогревателей на тележках привозят к сверловщикам. Елена Сидорова на станке нарезает в изделиях резьбу. Работает быстро, будто боится опоздать. Устает ли на такой работе?

— Когда ты молода, успеваешь за счет энергичности. Потом приходит опыт, узнаешь процесс от и до, начинаешь работать эффективнее, -объясняет сверловщица.

Молодой сотрудник встретился нам среди наладчиков. Это 23-летний Сергей Семаков, который окончил профессиональное училище N 6, а сейчас учится на инженера. На завод его позвал отец, который работает в инструментальном цехе.

Там же ремонтирует станки Николай Портнягин. Коллеги называют его лучшим слесарем-инструментальщиком в городе, а здесь он с 1979 года. Говорит: чтобы молодежь пошла на заводы, нужно ей хорошо платить.

— Раньше нам казалось, что появятся компьютеры и станет легче работать, — рассуждает Нина Косинцева. — Но сейчас я понимаю: если в голове нет знаний и умений, никакой компьютер не поможет. У молодых должно быть стремление научиться, стать грамотными.

… Завершается производственная цепочка в сборочном цехе. Здесь женщины монтируют в корпуса тэны, точечной сваркой скрепляют их с проводами, комплектуют подогреватели деталями монтажа. В итоге в конце длинного стола вырастают ряды фирменных коробок с готовой продукцией.

Галя Безбородова

Вера Мальцева вспоминает, что на АТЭ у них был конвейер. Каждому человек на одну операцию отводилось ровно одиннадцать секунд. Если кто-то не успевал, то вставала вся сборочная линия.

— Сейчас стало удобнее, чище, красивее, — говорит Вера Георгиевна. — Мы рады, что есть работа, заказы. И каждый год надеемся, что зима будет холодной, — со смехом добавляет она.

В ассортименте компании — 90 монтажных комплектов для разных марок автомобилей отечественного и импортного производства. Часто владельцы машин записываются на установку сами. И, если монтажный комплект для данной марки не разработан, то нужные детали подбирают прямо во время установки (на что уходит обычно не больше четырех часов).

Подбором и изготовлением нетиповых деталей занимается наладчик Юрий Макаров. У него в руках металлическая заготовка с множеством отверстий и продольными канавками. Поместив на заготовку элемент крепления подогревателя, он пускает в ход пресс, и деталь гнется под нужным углом.

Юрий Степанович — самый давний сотрудник предприятия: на АТЭ он пришел в 1967 году. Чем бы сейчас занимался, если б не остался в компании?

Галя Безбородова

— Даже не знаю, — говорит он. — Пошел бы куда-нибудь в охрану.

Генеральный директор Денис Хренов о своих людях отзывается так:

— Да, есть ветераны труда, работающие еще с прежних, советских времен. Они представляют собой особую ценность для компании. Такие специалисты — это сосредоточение важного опыта, олицетворение стабильности, надежности и наследия, это опора всего завода. И в то же время предприятие понимает необходимость омоложения коллектива, поэтому всегда открыто для молодых.

***
фото: Тагир Файзуллин;Рабочие шлифуют заготовки;Николай Портнягин;Вера Мальцева;Электрические тэны;Юрий Макаров;Нина Косинцева

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта