X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Открытия Игоря Бутмана

20 февраля в филармонии состоялся концерт «Igor Butman Big Band». Именно так называется коллектив, созданный в 1999 году.

Музыканты привезли в Тюмень программу, посвященную великому американскому пианисту, виртуозу клавишных инструментов, композитору джаза и современной музыки, «гению чистой простоты» Хэрби Хэнкоку.

Благодаря Интернету, необходимая информация об Игоре Бутмане и Хэрби Хэнкоке имеется в подробностях, и нет необходимости ее пересказывать. Чего нет в Интернете (и совершенно зря!), так это фамилий и имен музыкантов, как нет и соответствующих программок, где можно было бы узнать эти сведения. Поэтому мы частично сообщим имена и фамилии, которые удалось запомнить, и приносим извинения, что не всех удалось назвать.

Для автора этой заметки музыка больших оркестров всегда была самой главной в джазе. Необычная палитра звуков и их разнообразное сочетание придают неповторимую прелесть исполняемым мелодиям.

На изобретательных аранжировках следует остановиться подробнее. Профессия аранжировщика — одна из наиболее сложных и редчайших в мире джаза. Имена Фреда Гоффе, Флетчера Хендерсона, Дона Редмена, Нила Хефти, Оливера Нелсона, Гила Эванса, Нелсона Риддла, Тэда Джонса Сэма Нестико, Квинси Джонса, Виталия Долгова, Николая Левиновского не могут не вызывать восхищения! Последний из них работает сейчас с Бутманом как пианист и выступал в концерте. Николай, когда-то организатор знаменитого «Аллегро», сразу же пригласил в тот состав молодого Игоря. Долгое время Левиновский и Бутман жили и работали в США, где достигли определенных успехов, играя порознь, а иногда и вместе. И вот сейчас Николай написал для этого оркестра практически новые оригинальные аранжировки, которые и были предложены публике.

Игорь Бутман как заправский ведущий оригинально представил Николая. Он напомнил, что в самом начале их знакомства пианист взял один из аккордов, которые Хэнкок периодически использует в своих произведениях. Это был «Dsus», после которого Игорь и Николай стали друзьями навсегда. Вот какова сила гармонии!

В концерте, разумеется, в первую очередь были сыграны композиции Хэрби Хэнкока, самая знаменитая из которых, конечно же, «Хамелеон». В Тюмени в этой композиции с оркестрами Евсея Шапиро и Александра Молокова когда-то блистали Станислав Кроваткин (тенор-саксофон) и Валерий Тузов (флейта). Замечу, что саксофонисты биг-бендов, как правило, должны владеть и флейтой, и кларнетом.

Поражает классическая трактовка большинства аранжировок. В первом отделении были исполнены композиции и других авторов, например, «Soul Bossa Nova» Квинси Джонса. Второе отделение, к моей радости, было посвящено Луи Армстронгу.

«Saint Louis Blues» Уильяма Хенди в аранжировке Виталия Долгова начинается с минорной части, которую трубач исполняет, используя сурдину. Эта классическая простота затем была также использована в «Caravan» Хуана Тизола и «C?est si bon!» Генри Бетти. В аранжировках Николая Левиновского она просто гениальна!

Последняя композиция, завершившая концерт, была написана в 1947 году во Франции. Ее привез в Советский Союз Ив Монтан. Я, тогда 17-летний, был в восторге от музыки и слов этой песни:

Хорошо, хорошо нам вдвоем,

До рассвета гулять,

мечтать и напевать.

Хорошо говорить без конца

о смешных пустяках,

Что греют нам сердца…

Потом, уже в семидесятые годы двадцатого века, было написано большое музыкальное полотно этой композиции, где Иву Монтану аккомпанировал биг-бенд с тубой, электрогитарой, скрипичной группой и бэк-вокалом. Ранее тему подхватил Сэтчмо (Луи), напевая уже по-английски: «It?So Good…»

И вот теперь Игорь Бутман. Что нового скажет? И еще как сказал! Какие соло, какой праздник красок, какой дуэт двух тенористов — Дмитрия Мосьпана и руководителя оркестра!

Совершенно не ожидал от Игоря приглашения в коллектив юного альт-саксофониста Ильи Морозова и тромбонистки Алевтины Поляковой. Так сказать, в джазе только девушка. Как она играла свои соло! Совсем не смущаясь другого импровизатора, игру которого невозможно перепутать ни с кем, — тромбониста Олега Бородина, ранее знакомого тюменцам. Знаем мы и контрабасиста Виталия Соломонова, и барабанщика Эдуарда Зизака.

А вот известный российский трубач Александр Беренсон, партнер молодого Игоря по Санкт-Петербургу, в Тюмени впервые. Его энергичное соло в «Хамелеоне» отчасти перекликается с игрой Майнарда Фергюссона, который в далекие семидесятые был эталоном исполнения этой темы.

Импровизации альт-саксофониста Константина Касьянова и баритон-саксофониста Александра Довгополого были совершенны. А что сам Игорь? Cтрого говоря, можно и не писать ничего. Его игра волнует по-настоящему. Не могу себе представить, что так можно играть на саксофоне. Я знаком с Бутманом уже давно, еще с начала 2000-х годов, когда мы вместе принимали участие в одном из красноярских фестивалей «Джаз над Енисеем», который проводил пианист Яша Айзенберг. Можно только констатировать, что Игорь — ярчайшая звезда современного мирового джаза. И можно только гордиться, что он — наш земляк и что Россия вносит свою лепту в историю джазового искусства.

Это был настоящий концерт настоящего биг-бенда, который остается в памяти навсегда.

***
фото: Играет биг бэнд Игоря Бутмана

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта